СИ говорят, что учение о Троице не имеет библейского основания и высосано из пальца. Насколько это соответствует действительности?
На этот вопрос нельзя ответить однозначно.
С одной стороны, в Библии нет слова "Троица" или иного слова с корнем "три" в контексте данного учения (1Ин.5:7 - не в счёт, так как это более поздняя вставка).
С другой стороны, Писание многократно называет Богом или приравнивает к Нему и Отца, и Сына, и Святого Духа. Следует ли из такого упоминания вывод о Троичности Бога? Пусть каждый сам для себя отвечает на этот вопрос.
Но важно понимать, что идея Троичности - не самоцель, её главная задача - дать верующему осознание и понимание божественности Христа. Если Христос - не Бог, то Его жертва просто перестаёт быть искупительной и ни о каком спасении уже не может быть и речи. В силу этого дискуссии о Троице и о божественности Христа как правило идут одновременно, одна часть людей признаёт оба этих догмата, а другая - оба не признаёт. Поэтому в таких дискуссиях те, кто защищает догмат о Троице, фактически отстаивают божественность Христа.
Что касается лично меня, то я безусловно признаю божественность Христа, так как тому есть много подтверждений в Писании. При этом я не нуждаюсь в Троичном учении для объяснения почему Иисус является Богом. На мой взгляд, это прекрасно объясняется стихом Рим 1:4 "и открылся Сыном Божиим ... по духу святыни". Другими словами, Иисус является Богом по Своему Духу.
Что же касается учения о Троице, то оно имеет существенные неувязки с Библией.
1) Ин.4:24 "Бог есть Дух". Очевидно, когда здесь говорится о Духе - речь идёт о Святом Духе, а не о каком-то другом духе. С Троичной точки зрения получается, что Отец есть Святой Дух, Сын есть Святой Дух и Святой Дух есть Святой Дух.
2) Рим 8:9 "Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его". Здесь Дух Божий (Дух Святой) и Дух Христа - синонимы, одно и то же. С Троичной точки зрения получается, что в Христе заключены сразу две Личности - Сам Христос (как Сын) и Его же собственный Дух (Святой Дух), то есть Христос двуличен, "двоица".
3) Отец и Сын неоднократно обращаются напрямую друг ко другу, но упоминаний о прямом обращении Отца или Сына ко Святому Духу (либо Святого Духа к Отцу или к Сыну) в Библии нет ни одного. С Троичной точки зрения получается, что между Отцом и Сыном, с одной стороны, и Святым Духом, с другой стороны, не всё в порядке во взаимоотношениях.
Это не совсем так. В Новом Завете есть довольно явные указание на Троичность Бога. К примеру, слова апостола Иоанна:
"Три свидетельствуют на Небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1 Ин. 5:7)".
Почитайте, подробнее, хотя-бы в этой статье, там приводится больше цитат из Евангелия: https://pravoslavie.wiki/tsvjataja-troica.html