Я, например, именно такое эссе и написала в своем выпускном классе. Причем без проблем - это было "сочинение по литературе на свободную тему". Даже ничего заменять не надо, если возможность свободного эссе уже есть в программе. Для затравки я взяла недавно прочитанную книгу современного автора и дальше просто начала размышлять, основываясь на темах, которые пришли мне в голову при прочтении. Получила "5", причем никаких нареканий по поводу "нераскрытого содержания книги" вообще не было.
Поэтому считаю, что надо просто предлагать возможность свободного философского эссе наряду с литературными темами. Возможность выбора - это важно, потому что кому-то просто удобнее писать по конкретной книге, а кому-то - свободное эссе.
Интересно что за темы такие, но в целом, да. Лучше всего, конечно, (так вроде и делают), задавать тему, заставляющую думать, но примеры подкреплять из прочтенного. Причем, из книги на выбор ученика. Но лучше сочинения абстрактно-философские. Пускай дети думают со школы