У Константина Станиславского есть потрясающая книга о мастерстве актера "Работа актера над собой".
Есть ли писатели, у которых есть созданная ими своя система подготовки писателя, помогающая работать над собой писателям?
В англоязычном мире это сейчас общее место: успешный писатель, преподающий литературное мастерство, пишет пособие по своему предмету. Как ехидно замечает критик Кайл Паолетта, на полке с такими книгами уже становится тесновато: этим занимались Стивен Кинг, Урсула Ле Гуин, Джордж Сондерс, Ричард Хьюго, Глин Максвелл и еще куча народу. В удачных случаях такие пособия могут, как и книга Станиславского, создать подготовительную базу для восприятия целой большой школы — а если этого не происходит, мы хотя бы разбираемся в творческой кухне интересного писателя (по крайней мере в тех ее аспектах, которые он нам пожелал приоткрыть). Как мне кажется, на русском языке хрестоматийных книг такого рода пока что не было. Но есть замечательные тексты, цель которых — изложение credo, разговор о важных вещах в обход пропедевтики. Первое, что мне приходит в голову, — статья Владимира Маяковского «Как делать стихи?» и книга Сергея Гандлевского «Поэтическая кухня». Статья Маяковского — попытка помирить глубоко индивидуальную практику с социальным заказом, примечательная в первую очередь не убедительностью аргументации, а страстью и остроумием. Книга Гандлевского — собрание очерков не только и не столько о мастерстве/ремесле поэта, сколько о мыслях, это ремесло окружающих, о некотором мыслительном поведении, которое трудно осознать — но именно это и хочется сделать. Ни то, ни другое — не учебные тексты, но возвращаться к ним хочется не раз.