Есть свобода осознания. И в эту свободу осознания в том числе входит возможность признать или не признать свободу воли. Свобода осознания подразумевает возможность изучать самого себя и фильтровать что-то в уме. Насколько вообще человек свободен можно судить по универсальности его суждений и умении им соответствовать. Если уж осуждаешь вредные привычки, то тогда имей внутреннюю силу сопротивлться среде и самому себе, что более важно, чтобы отказаться от них. Чтобы твой личный кодекс убеждений был исполнен на практике, на твоем собственном примере. А то у марксистов это не вышло, у капиталистов - тоже, у христиан - тоже. Да и у нацистов не вышло. У них несмотря на крайне высоко заданный идеал офицера часто была коррупция. Да ни у кого не вышло. Общества гнилые все. Есть только отдельные люди, которые были очень сильны и смогли это сделать. В целом выбор полностью вегда зависит от человека, но проблема часто усугубляется тем, что человек часто сам себе привык врать и избегать отвественности да такой степени, что не признавать, что ситуация, к которой он пришел, состояние в котром он оказался - плод его собственных усилий и намерений. Виновата в этом лидо мифическая элита, либо пьяный сосед, либо гнилое общество, либо какие-то злобные идеологические враги, но только не он сам. Да и собственно признать еще перед самим собой, даже когда очень страшно и реально опасно, что виноват во всем лишь ты, еще не самое сложное. Даже когда уже поздно что-то менять, запущен мощный процесс, который уже не остановить, сложнее всего переступить через себя и перейти к непосредственным действиям. Выбрать еще легко, осознать еще легко, а вот исполнять что-либо обычно бывает так трудно, как буквально противодействовать своему нутру. Так понятие свобода имеет много парадоксов. Один из них общественный. Если дать людям свободу неограниченно, начнется анархия и хаос, которая приведет к тому, что сводоба потеряет ценность и автоматически превратится в несвободу. Люди сами себя сделают рабами. Другой парадокс свободы - внутренний. Желание сделать себе как лучше и как легче, часто делает нас рабами самих себя и своих желаний, а попытка сражаться с собой утопает в личной лени, легкомыслии и желании все откладывать на потом. По-настоящему свободных от всех заблуждений и слабостей людей было всего-то по пальцам пересчитать.
абсолютной свободы воли не существует - существует лишь спектр выбора, в рамках которого человек может склониться к тому или иному. Причем здесь тоже есть свои ньюансы - чем правильнее выбор делает человек тем больше у него свободы и воли и наоборот. Это как метафизически сравнить человека, который находится в заключении и человека на свободе - разница в свободе выбора у них огромна.
Христианство обьясняет это символически на статусе раба и сына - у раба меньше прав чем у сына и поэтому у него больше и свободы и воли и свободы воли..Но повторяю - лишь в рамках допустимого выбора. А если еще глубже и проще описать то существует в мире лишь две воли - воля Божья и воля злая, воля лукавого и вот человек стоит как бы посредине и выбирает к какой из воль ему примкнуть. В этом и заключается его свобода выбора и ответственности за свой выбор.
Смотря что вы подразумеваете под выражением "свобода воли" и с каких позиций вы задаете этот вопрос. В случае определения "свободы воли" как способности субъекта выбрать из нескольких вариантов действий и исходить из научных позиций, то, с моей точки зрения, вся материя во вселенной подчиняется физическим законам. Ваше тело тоже подчиняется этим законам. Положение вашего тела в данный момент является лишь следствием предыдущего положения и применения этих законов к вашему телу. Поэтому данное положение четко определено и никакого выбора в этом плане не существует. С этой точки зрения никакой свободы воли не существует. Если исходить из не научной, а религиозной точки зрения, то ответ может быть другим (я не слишком разбираюсь в этом). Можно дать другое определение свободы воли - неспособность предсказать действие. Например, все частицы земной атмосферы подчиняются физическим законам, но мы не можем предсказать погоду на 15 дней вперед, так как система слишком сложна и рассчитать все положения частиц атмосферы на такой продолжительный срок не представляется возможным. К тому же на квантовом уровне законы природы имеют вероятностный характер. Если так определять свободу воли, то она существует. То есть, земная атмосфера обладает свободой воли.
С моей точки зрения, люди задают неправильные вопросы о свободе воли. Возьмем первое определение свободы воли - способность субъекта выбрать из нескольких вариантов действий. Самое интересное слово в этом определение - "субъект". Кто собственно выбирает? Люди скажут, что выбираю "я". И кто этот "я"? С моей точки зрения, существование свободы воли - скучный вопрос. Намного более интересный вопрос: Что такое сознание? Под "я", которое делает выбор, люди подразумевают свое сознание. Сознание, имхо, самое загадочное явление в мире. И наука, скорее всего, не сможет ответить на этот вопрос. Наука работает с объективными явлениями, а сознание - субъективная вещь. Чтобы показать всю сложность данного явления для научного познания можно поставить мысленный эксперимент. Представим, что мы создали робота, который, в случае уменьшения заряда его электрических батарей до критического уровня, идет на зарядную базу, чтобы подзарядить свои батареи. Вопрос: Чувствует ли он при этом что-нибудь? Например, человек, когда у него кончается заряд (давно не кушал), испытывает чувство голода, а испытывает ли что-то похожее робот? Большинство людей скажут что нет, так как робот вообще ничего не чувствует. А с чего они это взяли? У них есть доказательства этого? И можно ли поставить эксперимент, который по внешним показателям способен определить наличие или отсутствие внутренних ментальных состояний?