абсолютной свободы воли не существует - существует лишь спектр выбора, в рамках которого человек может склониться к тому или иному. Причем здесь тоже есть свои ньюансы - чем правильнее выбор делает человек тем больше у него свободы и воли и наоборот. Это как метафизически сравнить человека, который находится в заключении и человека на свободе - разница в свободе выбора у них огромна.
Христианство обьясняет это символически на статусе раба и сына - у раба меньше прав чем у сына и поэтому у него больше и свободы и воли и свободы воли..Но повторяю - лишь в рамках допустимого выбора. А если еще глубже и проще описать то существует в мире лишь две воли - воля Божья и воля злая, воля лукавого и вот человек стоит как бы посредине и выбирает к какой из воль ему примкнуть. В этом и заключается его свобода выбора и ответственности за свой выбор.
Верно. Выбор ЕСТЬ, НО только из того что ДАЛИ.
Да, существует...и не важно, что подталкивало вас к решению, важно то, что за вами всегда была возможность решения / выбора. А на сколько вы ведомы или самостоятельны, это не вопрос свободы воли, это вопрос глубины вашего состояния (опыта, психики, интеллекта, духовности и т.п.).
Что такое свободы воли? Это возможность делать всё, на что вы способны и возможность делать то, на что вы только будете способны. Это ваша данность и бесконечный потенциал.
Вот в этой записи, есть кое-что о свободе, может будет полезно - Голос будней & Шёпот бездны
Заранее прошу прощения, не знаток физики. Но читала, что на квантовом уровне причинно-следственная связь может работать в обе стороны. То есть, как я по-простому понимаю, не только причина определяет следствие, но и следствие определяет причину. То же, что мы называем свободой воли, в моем представлении, это свобода принятия решения и его реализации. Для этого необходимо, чтобы время было линейно, и причина определяла следствие. Решение - реализация решения.(причина - следствие). Не могу доказать, но не ставит ли эта квантовая особенность идею о свободе воли, по крайней мере, в человеческом понимании, под сомнение?
Есть свобода осознания. И в эту свободу осознания в том числе входит возможность признать или не признать свободу воли. Свобода осознания подразумевает возможность изучать самого себя и фильтровать что-то в уме. Насколько вообще человек свободен можно судить по универсальности его суждений и умении им соответствовать. Если уж осуждаешь вредные привычки, то тогда имей внутреннюю силу сопротивлться среде и самому себе, что более важно, чтобы отказаться от них. Чтобы твой личный кодекс убеждений был исполнен на практике, на твоем собственном примере. А то у марксистов это не вышло, у капиталистов - тоже, у христиан - тоже. Да и у нацистов не вышло. У них несмотря на крайне высоко заданный идеал офицера часто была коррупция. Да ни у кого не вышло. Общества гнилые все. Есть только отдельные люди, которые были очень сильны и смогли это сделать. В целом выбор полностью вегда зависит от человека, но проблема часто усугубляется тем, что человек часто сам себе привык врать и избегать отвественности да такой степени, что не признавать, что ситуация, к которой он пришел, состояние в котром он оказался - плод его собственных усилий и намерений. Виновата в этом лидо мифическая элита, либо пьяный сосед, либо гнилое общество, либо какие-то злобные идеологические враги, но только не он сам. Да и собственно признать еще перед самим собой, даже когда очень страшно и реально опасно, что виноват во всем лишь ты, еще не самое сложное. Даже когда уже поздно что-то менять, запущен мощный процесс, который уже не остановить, сложнее всего переступить через себя и перейти к непосредственным действиям. Выбрать еще легко, осознать еще легко, а вот исполнять что-либо обычно бывает так трудно, как буквально противодействовать своему нутру. Так понятие свобода имеет много парадоксов. Один из них общественный. Если дать людям свободу неограниченно, начнется анархия и хаос, которая приведет к тому, что сводоба потеряет ценность и автоматически превратится в несвободу. Люди сами себя сделают рабами. Другой парадокс свободы - внутренний. Желание сделать себе как лучше и как легче, часто делает нас рабами самих себя и своих желаний, а попытка сражаться с собой утопает в личной лени, легкомыслии и желании все откладывать на потом. По-настоящему свободных от всех заблуждений и слабостей людей было всего-то по пальцам пересчитать.