По этому поводу я читала много ответов ещё несколько лет назад на Quora. Там один из интеллектуалов расписал по пунктам, что именно должен
Посмотреть
Послушать
Прочитать
человек, чтобы гордо носить звание "умный". У него получился такой "список Бродского". Я, конечно, сохранила в закладки, надеясь хоть когда-нибудь приблизиться ко вселенскому разуму, посмотрев и послушав все это.
Но через некоторое время до меня начало доходить, что я никогда не смогу прочитать и малой доли этих списков. А сколько других списков, которые составили великие люди (и не очень великие) я даже не увижу?
Некоторые люди в университетах занимаются именно этим: глотают книгу за книгой, теорию ща теорией, забывая думать своей головой. Поэтому образование помогает далеко не всем. Да и нужно "аудиторное" образование с бюрократической университетской иерархией и сдаванием экзаменом не всем.
Очень хороший пример: Джэйкобу диагностировали аутизм и прописали отсидку дома. Никаких школ! Между тем, мальчик стал наблюдать за миром, вещами. Он рано начал анализировать, размышлять. В 8 лет он по своей воле отсидел несколько лекций в престижном университете, а в 9 - самостоятельно расширил теорию относительности Эйнштейна. Он выступил на Тэд'е, где посоветовал залу "забыть то, что вы уже знаете, думать СВОЕЙ головой": youtu.be
Образование, говорите?
Собственно для меня ум не есть многознайство. В моём понимании умный человек может взять книгу любой сложности, любой темы, прочитать её и, поняв, объяснить шестилетнему ребенку. Да так, чтобы и он понял.
Благодарю.