Лично у меня она вызывает очень теплые воспоминания и эмоции, но давайте разберём по строкам, а далее каждый, ещё раз, но по-своему, осмыслит эту композицию Васильева.
«Сколько лет прошло, всё о том же гудят провода, всё того же ждут самолёты» — эти слова говорят о смене поколений. Молодым людям всегда кажется, что они понимают что-то новое об этом мире, чего не знали старшие. Они ждут от жизни чего-то особенного, не такого, как у остальных. Но годы идут, поколения сменяются, и их проблемы оказываются до боли похожи — любовь, расставания, взросление, усталость, бытовые заботы.
«Девочка с глазами из самого синего льда тает под огнём пулемёта» — эту строчку буквально я бы не стал воспринимать. Девочка здесь — это любой юный мечтатель или мечтательница, а вычурная метафора «глаза из самого синего льда» — это символ наивного романтического взгляда на мир и на самого себя. Огонь пулемёта — это череда дней взрослой жизни, водоворот рутины, который безжалостно уничтожает мечты и наивные представления «девочки» о жизни.
«Должен же растаять хоть кто-то» — не всем в этой жизни суждено стать исключительными, великими личностями. Не из каждого юного мечтателя вырастает художник, поэт или космонавт. Чьи-то имена должны быть забыты, чтобы освободить место для других. Смысл песни Сплин «Выхода нет» — как раз в понимании и принятии своей участи.
Теперь посмотрим на текст припева. Каждому, живущему в большом городе, понятно, что ключевая фраза «Выхода нет» — это надпись на двери метрополитена. С этим часто связывают известную историю — шаблонные надписи в метро способствовали многочисленным самоубийством, так как навевали безысходность и отчаяние. Когда же надписи заменили на «Выход рядом», самоубийц в метро стало меньше. Тем не менее, даже если Васильев вдохновлялся этой историей, не думаю, что смысл песни «Выхода нет» — в суицидальном настроении героя. Скорее наоборот, это трезвое и холодное принятие жизни, согласие жить дальше — «ключ поверни и полетели».
Второй куплет — это череда смутных воспоминаний, которые по прошествии времени уже трудно разобрать и выстроить по порядку. «Не помню, в каких городах», «словно это было в похмелье», «исчезая в тёмном тоннеле» — все эти строчки указывают на то, что в ворохе воспоминаний уже невозможно выловить какие-то радостные и печальные события — всё слилось в единый поток, всё тот же водоворот бытовой суеты. И простое, незатейливое желание — «лишь бы мы проснулись в одной постели». Больше герою уже ничего не нужно. Ведь «скоро рассвет» и очередной день с его заботами и обыденными делами.
Потрясающе! Спасибо, песня для меня раскрылась по-новому)
Хм, полностью согласен. Автор так вдохновляет себя что-то творить. Выхода другого нет, либо твори, чтобы тебя запомнили, либо растаешь без следа.
Это одна из таких песен, с не самой веселой концовкой, которая заставляет начать двигаться. Как бы заглядывая назад - после событий из песни, на примере автор показывает что бывает, если не сказать себе в один момент "Полетели!"