Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В чем заключаются философские основы воспитания?

ФилософияДетиВоспитание
Кристина Бородина
Семейное образование
  · 12,5 K
Материалы о боевых искусствах и сопутствующих практиках.  · 23 окт 2021
Начнём с определения - воспитание — управление процессом развития личности через це­ле­на­прав­лен­ное соз­да­ние благоприятных для этого условий, чтобы со­от­вет­ст­вовать цен­но­стям и ин­те­ре­сам об­ще­ст­ва.
Методологическая основа педагогики – философия. На философских положениях о жизни, природе и человеке разрабатываются концепции воспитания.
На сегодняшний день в западной традиции философской мысли сложились следующие направления:
  • Прагматизм (от греч. pragma – дело) – философско-педагогическое направление, выступающее за сближение воспитания с жизнью, достижение целей воспитания в практической деятельности.
  • Неопозитивизм – философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить комплекс явлений, вызванных научно-технической революцией. Главные положения педагогики неопозитивизма следующие. Воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, ибо социальная жизнь в условиях научно-технического прогресса нуждается в "рациональном мышлении", а не в идеологии.
  • Экзистенциализм (от лат. existencia – существование) – влиятельное философское направление, признающее личность высшей ценностью мира. Существование человека как "Я" предшествует его сущности и творит ее. Каждая личность – неповторимая, уникальная, особая. Каждый человек – носитель своей нравственности.
  • Неотомизм – религиозное философское учение, получившее свое название от имени католического богослова Фомы (Томы) Аквинского (1225-1274). Средневековый схоласт прославляется как апостол прошлого и пророк будущего, а религия – как вечная и главная философия, направляющая человеческое бытие и воспитание. Неотомисты признают существование объективной реальности, но ставят эту реальность в зависимость от воли Бога. Мир есть воплощение "Божественного разума", а теология – высшая ступень познания.
  • Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение.
Таким образом, главная идея необихевиоризма применительно к воспитанию заключается в том, что человеческое поведение – управляемый процесс. Оно обусловлено применяемыми стимулами и требует положительного подкрепления. Для того чтобы вызвать определенное поведение, т.е. достичь заданного эффекта воспитания, нужно подобрать действенные стимулы и правильно их применить.
  • Рационализм возник из объединения идей различных философских направлений. Согласно философии рационализма субстанция человека – это рациональная природа, которая всегда, везде и всюду одинакова. Образование должно высветить и подчеркнуть рациональную природу. Его цель – познание истины. Достижение истины возможно путем абстрагирования с помощью мышления. Правда и истина имеют объективную основу, поэтому содержание образования не должно быть упаковано в "сентименты" профессоров. Для сбережения чистоты истины знания должны быть отделены от политики и бизнеса. Истина – над всем. Философия рационализма нацелена на воспитание элиты.
  • Инструментализм, как и философия рационализма, главное внимание уделяет рационализму человека. Однако если для сторонников рационализма "ratio" (разум) – цель обучения, то для инструменталистов – это средство для решения всех проблем. Инструментализм не стремится к познанию объективной истины, поскольку познать ее современному человеку невозможно. Целью воспитания должно быть вооружение человека средствами (инструментами) для жизни и выживания в этом мире
пенсионер, 87 лет, политэконом и исследователь науки как социального феномена с целью ее...  · 3 окт 2021
Не обычный вопрос, а ответ парадоксален. Признавая философию наукой о науке, обеспечивающей теоретизацию наук с помощью диалектической логики, придем к кумулятивному ряду фундаментальных свойств личности: отражение- информация- идеи – идеальное – знания- наука- постнаука. В соответствии с ним (а также с брюзжанием старика) надо использовать все элементы данного ряда... Читать далее
Тренирую умение находить нестандартные решения с помощью ТРИЗ. Умею совершенствовать...  · 30 окт 2021
Воспитание - процесс передачи норм жизни и отношений в ней. А для этого нужно понимать: 1/ что такое жизнь и квази-жизнь, 2/ кто такие люди и нЕлюди, 3/ какие правила соблюдают люди и нарушают нЕлюди, 4/ что нужно для создания гармоничных отношений с людьми, в семье, в Мире, 5/ какие законы и правила надо соблюдать, чтобы жить счастливо. Все эти вопросы о философии... Читать далее
Точное мышление вместе с интуицией!Перейти на practiceducation.ru
Только философия. Всё остальное -- её частности.   · 20 дек 2021
Философия, начав с онтологии, прошла через гносеологию и вышла на экзистенцию. Онтология - это про то, что где-то существует окончательное знание обо всём, нужно всего лишь до него докопаться, дорасти, допытаться. Когда стало оказываться, что ничего не получается, задумались, а правильно ли копаем - пошла писать гносеология. И вот она-то и вывела на экзистенцию. Это... Читать далее
Основной метод философии  · 20 дек 2021
Редактируется. Условие: воспитывает один родитель или оба, но с совпадающими в целом взглядами. Тогда, исходя из основного метода философии, в том, чтобы воспитывать в двух направлениях: 1. Действовать согласно субъективной стороне, а именно, т.е. тому, что более всего важно с философской позиции (что хотелось бы): а) различать в ребёнке и в себе объективное и... Читать далее
философ, увлечен историей, философией науки, культурной эпистемологией  · 29 окт 2021
в пайдее, -основа древнегреческого воспитания, в подготовке к полисной жизни. Юноша должен был быть эрудированно образован от литературы до философии. Плюс должен был знать риторику, основы логики, законы, уметь быть в суде и адвокатом. и обвинителем. Уметь управлять военным отрядом, быть подготовленным воином. Уметь управлять гражданскими институтами. Быть подготовленн... Читать далее