Давайте для начала обратимся к русской классике. Наверное, когда речь заходит и сирых и убогих и об их художественных образах в литературе, первым на ум приходит Федор Михайлович Достоевский.
Достоевский родился и вырос в Московской больнице для бедных, и, образно выражаясь, духом он и остался в этой больнице навсегда. Я имею в виду не только терапевтический характер его творений. В названии его первого романа различим не один лишь любезный русскому слуху социальный акцент. “Бедные люди” (логическое ударение на втором слове) — это словно вздох мировой скорби — вздох по всему роду человеческому, а не только горевание об отсутствии вещественных и материальных благ. Бедный человек — человек несчастный, несовершенный, далекий от идеала. Это почти божественная печаль о слабом и одиноком человеческом существе и вместе с тем его горестная самооценка.
В “Преступлении и наказании” Мармеладов говорит Раскольникову: “Милостивый государь… бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета - порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя. И отсюда питейное!”
“На дне” Горького – тоже изображение человеческого падения, отчаяния, нищеты. “Котлован” Платонова, “Колымские рассказы” В. Шаламова. Тут, правда, бедность, так сказать, принудительная – как средство государственной репрессии, и поэтому практически безысходна.
В западной литературе – это “Хижина дяди Тома” Гарриет Бичер-Стоу. В некоторых романах Гюго, “Принц и нищий” Марка Твена и др.
В русской поэзии – это Некрасов. “Еду ли ночью по улице тёмной…”, где женщина идёт на панель, чтобы доставить “гробик ребёнку и ужин отцу”. Вообще Россия прошлых и позапрошлых веков не воспринимается в литературе как страна богатая, обеспеченная, исполненная довольства. Вот, к примеру, из Тютчева:
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь небесный
Исходил, благословляя.
(Ф.И. Тютчев “Эти бедные селенья…”)
Современные же художественные образы хорошо описываются меткой фразой Пелевина - «солидный Господь для солидных господ». Нынешняя русская литература больше интересуется гламурной жизнью и трудностями существования олигархов. Бедность сейчас не в моде. Её стесняются, она не в тренде. Остаётся вместе с Достоевским вздохнуть: «Бедные люди!» – не в смысле их материальной недостаточности, а как констатация моральной ущербности.
Пожалуй, "Униженные и оскорбленные" Достоевского. Конечно, "На дне" Горького. И "Гроздья гнева" Стейнбека. Во всех трех произведениях авторы читателя задевают этой темой до глубины души.
Эмиль Золя "Западня" - пожалуй, самый натуралистичный роман из всего цикла "Ругон-Маккары". Нищеты много, ощущения бедности - хоть отбавляй.
Гладков "Повесть о детстве". Если вам кажется, что ваша ипотека - это неподъемное ярмо, почитайте Гладкова. Оставляет ощущение полной бенадёги.
Вот как раз именно роман "Западня" мне первым пришёл на ум. Долго от этой книги отходила.
Безусловно, у Джека Лондона в "Людях бездны". Роман просто потрясает, во время чтения я как будто сам смог перенестись в эту обстановку бедности и безысходности. Впрочем, я читал его давно и тогда, когда у меня было много свободного времени, т.е. с полным погружением в чтение. Вот краткое описание - http://londonjack.ru/lydi_bezdni_roman
Из иностранных авторов - сильно очень в "Гроздьях Гнева" у Дж.Стейнбека. Ну и конечно воспоминания о блокаде Ленинграда, их много сейчас вышло.