Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Зачем произведения, вроде "Маттео Фальконе" и "Леди Макбет Мценского уезда", включают в школьную программу?

При условии, что они не подходят для школьников.
ОбразованиеИскусство и культура+3
Roman Reising
  · 10,8 K
Первый
Романтик по жизни, писатель по призванию, переводчик по профессии.  · 14 июн 2016

Когда я учился в школе, мы задали примерно тот же вопрос нашей учительнице литературы... И что бы вы думали? Мы получили на удивление развернутый и логичный ответ. Постараюсь его воспроизвести по пунктам:
1. Банальное расширение кругозора. То есть, ты как минимум уже знаешь этого писателя и его произведение, а если читал их, то хоть немного обогатил свой мозг фактами об исторической эпохе/нравах/культуре/интересный факт для себя выцепил из общей информации (нужное подчеркнуть).
2. Вы действительно думаете, что,например, того же "Ревизора", "Мастера и Маргариту", "Станционного смотрителя" или "Героя нашего времени" на худой конец вы поняли? "Как бы не так!" - утверждала наша незабвенная Алина Губертовна. Подобные произведения даются для того, чтобы постоянно к ним возвращаться, открывать что-то новое, постоянно понимать и переосмыслять, чтобы сделать для себя главный вывод: а куда ты вообще идешь в этой жизни? Что для главное, а что нет? И так далее. Вывод: мы читаем, чтобы заглянуть себе в душу. И чем сложнее и многограннее произведение, тем лучше через него мы поймем самих себя. 
3. Грамотность. Чем больше разнообразного текста от самых разных со стилистической точки зрения авторов мы вбираем в себя,  тем лучше наша собственная письменная речь. Простая художественная книга, написанная красивым высоким языком, учит нас грамотности гораздо лучше, чем все учебники языка. Проверено на себе. 
4. Книга, которую мы читаем, формирует нашу речь. Вот попробуйте каждый день переписывать по странице "Крестного отца" Марио Пьюзо, и вы будете говорить в стиле того же дона Вито Корлеоне. Или чтобы говорить на прекрасном языке классиков, регулярно переписывайте Толстого и Достоевского. Бесплатный лайфхак, ребята, :)) 
Так что читать такие книги, даже если они на первый взгляд кажутся  непонятными, все-таки крайне рекомендуется. Пользы от этого гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. 
Отписал.

Но тогда почему, допустим, того же "Маттео Фальконе" в школьную программу включили, а "Лолиту" Набокова или... Читать дальше

С радостью бы ответил, если бы сам знал наверняка. Просто и то, и то в годовую программу не уложишь, и чем-то приходится жертвовать. Мне, например, понравился "Маттео Фальконе" и не понравилась "Лолита". Вкусы у всех разные,но время для всех течет одинаково, так что чем-то пришлось пожертвовать. Интересующийся всегда найдет время для "своей" книги, но Минобразования со своей стороны просто обязан предоставить нечто подобное, чтобы хотя бы представление у учащегося сформировать, что "да, может быть и такая литература".

Поэт, переводчик, литературный критик  · 14 июн 2016  · trepang.livejournal.com
Потому что это важные тексты, которые позволяют составить представление и о творчестве написавших их авторов, и о развитии литературы того времени, и о изображенной в них реальности; поговорить о стиле Лескова и о переводе Лопыревой; обсудить вопросы этики и истории. Не понимаю, почему эти произведения меньше подходят для школьника, чем правило буравчика, показательно-ст... Читать далее
Потому что дети их не поймут? У меня, проглатывавшего книги одну за одной в том возрасте, при этом выросшем на... Читать дальше
студент МГУ  · 17 июн 2016
Ну, очерк Лескова, например, особо интересен, если разбирать его параллельно с "Грозой" Островского, мимо которой практически ни в одной школе на уроках литературы не проходят. Очень много параллелей можно провести между "Грозой" и "Леди Макбет..." - между двумя Катеринами, их сопоставление помогает раскрыть смысл обоих произведений. Другое дело, что не все учителя... Читать далее
улитка на перепутье  · 15 июн 2016

даже не знаю, я вот прочитала в школе "Леди Макбет..." и мне очень понравилось) это было уже в 10 или 11 классе, старшаки вполне в состоянии понять эту книгу

1) Школьники бывают разные, между пятым и десятым классом лежит, ну, не пропасть, но довольно глубокое ущелье, то, что не подходит (будет не понято, причинит травму, по каким-то причинам трудно обсуждать серьезно) в одном возрасте, в другом уже вполне можно обсуждать. 2) "Классическая" литература, то есть такая, которая как-то важна с исторической и/или эстетической... Читать далее
Я не знаю, насколько оправдано включение сюжетов типа "Маттео Фальконе" в программу для школьников шестого класса... Читать дальше
dead inside  · 14 июн 2016

Не волнуйтесь, с текущим положением литературы в школах, ученики эти произведения даже не откроют, а учителя лишь пробегут, не уделяя особо внимания.

Ладно если не прочитают/не разберут, на моем опыте была преподаватель, которая, разбирая с детьми данное... Читать дальше