"Предопределение" судьбы человека присутствует только в учении Католической церкви. В учении Православной Церкви человек обладатель свободной воли, разума, дара речи, творческих способностей, - это есть богоподобие человека. Другое дело, если человек удаляется от Бога, утрачивает свои богоподобные свойства, то человек живёт в рамках своих личных понятий, своего образа бытия итд, но Бог не препятствует его свободе, и всегда ждёт его и рад возвращению человека к своему Отцу. Но никогда "Никакой предмет, находящийся вне субстанционального деятеля не может вторгнуться в сферу его индивидуальности и пробудить перемену в нем, всякая перемена в субстанциональном деятеле, например, в человеческом" я", есть его собственное действие, собственное проявление, которые возникают на основе общения с внешним миром, однако события внешнего мира служат только поводом для действий субстанции, а не причиной этих действий", считает Н. Лосский.