Здравствуйте, Ольга.
Господь Иисус Христос говорит: "Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно" (Лк. 21:34). Итак, погоня за многой и вкусной пищей отвлекает сердце человека от Бога.
Пост нужен, чтобы оторвать ум от земного, от бесконечной погони за удовольствиями и сделать его способным угождать Богу. У падшего человека есть проблема — не ум управляет телом, а тело — умом: тело что-то пожелало, и весь человек тут же увлекается на угождение своей плоти.
Поел, наелся, но глаза увидели что-нибудь вкусненькое и ноги уже спешат за ним, хотя плоть насыщена и употребление новой пищи приведёт к объядению, тяжести в животе (то есть — к проблемам), а постоянное переедание приведёт к ожирению, снижению качества жизни, то есть к ещё большим проблемам. Ну вот и какой смысл в этой погоне? Нет в нём смысла, только проблемы. А человек гоняется за вкусной едой всю свою жизнь.
Увидел женатый красивую женщину, и тут же отправился в увлекательное фантастическое путешествие, а может и реальное. Ум будет днями и ночами теперь трудиться ради исполнения этого беззакония: будет придумывать ложные истории для близких, планировать запутанные манёвры, тратить на это деньги, здоровье и, что самое страшное, приносить страдания своей семье. И всё это, снова, ради удовольствий, ради пожеланий плоти. Впрочем, то же и с замужними происходит. А что творится вне брака, о том и писать сейчас не хочется. Погоня за плотскими удовольствиями доводит людей даже до убийства собственных детей (абортов).
Плоть требует постоянных развлечений, шоу, сериалов, новостей, болтовни и многих других способов сжигания наших коротких жизней, данных Богом для добрых дел, познания Бога, научения любви.
Многие грехи человека происходят от необузданных пожеланий плоти.
Пост — удобнейший инструмент для того, чтобы подчинить тело уму, сделать тело послушным.
Правильному использованию поста учит Церковь, соединяя его с молитвой.
Много написано, но гораздо лучше о посте говорят святые отцы. Приведу лишь немногое.
Свт. Игантий Брянчанинов, XIX век.
Глава добродетелей – молитва; их основание – пост.
Пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною разборчивостью в ней.
Гордый человек! Ты мечтаешь так много и так высоко о уме твоем, а он – в совершенной и непрерывной зависимости от желудка.
Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума.
Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела; только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание добродетелей – пост.
...
Напротив того, пост вводит христианина в состояние духовное. Очищенный постом – смирен духом, целомудрен, скромен, молчалив, тонок по чувствам сердечным и мыслям, легок по телу, способен к духовным подвигам и умозрениям, способен к приятию Божественной благодати.
Плотской человек всецело погружен в греховные наслаждения. Он сладострастен и по телу, и по сердцу, и по уму, он не способен не только к духовному наслаждению и к приятию Божественной благодати, но и к покаянию. Он неспособен вообще к духовным занятиям: он пригвожден к земле, утонул в вещественности, заживо – мертв душою.
...
Этот подвиг, который предлагает нам один из величайших наставников монашества, был подвигом святых апостолов. Из среды его они сподоблялись слышать вещания Духа. «Служащим им Господеви, – говорит писатель их деяний, – и постящимся, рече Дух Святой: отделите Ми Варнаву и Савла на дело, на неже призвах их. Тогда постившеся и помолившеся, и возложше руки на ня, отпустиша их» (Деян.13:2–3). Из среды подвига, в котором совокуплены были пост и молитва, услышалось повеление Духа о призвании язычников в христианство.
Чудное совокупление поста с молитвою! Молитва – бессильна, если не основана на посте, и пост – бесплоден, если на нем не создана молитва[2].
Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями, и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога.
Кто, не обработав земли, засевает ее: тот погубляет зерна, и вместо пшеницы пожинает терние. Так и мы, если будем сеять семена молитвы, не истончив плоти: то вместо правды плодопринесем грех. Молитва будет уничтожаться и расхищаться различными суетными и порочными помышлениями и мечтаниями, оскверняться ощущениями сладострастными. Плоть наша произошла от земли, и, если не возделать ее подобно земле, никогда не может принести плода правды[3].
Напротив, если кто обработает землю с великим тщанием и издержками, но оставит ее незасеянною: то она густо покрывается плевелами. Так, когда тело будет истончено постом, а душа не возделается молитвою, чтением, смиренномудрием: тогда пост делается родителем многочисленных плевелов – душевных страстей: высокоумия, тщеславия, презорства[4].
...
Правила поста установлены Церковью с целью вспоможения чадам ее, как руководство для всего христианского общества. При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы: потому что, повторяем, пост для человека, а не человек для поста; пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его.
(свт. Игнатий Брянчанинов, Аскетические опыты, Том 1, Глава 11, "О посте")
http://bryanchaninov.ru/tom1/11.shtml
Преп. Иоанн Лествичник, VI-VII вв.
Чревоугодие есть притворство чрева; потому что оно, и будучи насыщено, вопиет: «Мало!», будучи наполнено, и расседаясь от излишества, взывает: «Алчу».
Чревоугодие есть изобретатель приправ, источник сластей. Упразднил ли ты одну жилу его, оно проистекает другой. Заградил ли ты и сию, – иною прорывается и одолевает тебя.
Чревоугодие есть прельщение очей; вмещаем в меру, а оно подстрекает нас поглотить все разом.
Насыщение есть мать блуда; а утеснение чрева – виновник чистоты.
Кто ласкает льва, тот часто укрощает его: а кто угождает телу, тот усиливает его свирепость.
Ум постника молится трезвенно; а ум невоздержанного исполнен нечистых мечтаний.
Кто служит своему чреву, и между тем хочет победить дух блуда; тот подобен угашающему пожар маслом.
Когда чрево утесняется, тогда смиряется и сердце; если же оно упокоено пищею, то сердце возносится помыслами.
Утесняй чрево воздержанием, и ты возможешь заградить себе уста; ибо язык укрепляется от множества снедей.
Знай, что часто бес приседит желудку, и не дает человеку насытиться, хотя бы он пожрал все снеди Египта, и выпил всю воду в Ниле.
Начальник бесов есть падший денница; а глава страстей есть объедение.
(Преп. Иоанн Лествичник, Лествица или Скрижали духовные, Слово 14 — "О любезном для всех и лукавом владыке, чреве")
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvichnik/lestvitsa-ili-skrizhali-dukhovnye/19