Крещение — это духовное рождение для вечной жизни в Царстве Небесном, в котором с человека омывается первородный грех. Кто не будет крещён, тот не может в это Царство войти.
"Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3:5)
В Крещении есть обрядовая часть и таинственная. Обряд — это внешняя форма, совершаемые священнодействия, их порядок, некоторые его части могут отличаться, но есть и принципиальные части: погружение в воду, исповедание веры в триединого Бога Отца, Сына и Святого Духа. Таинственная же часть сокрыта от нас. Природа этого рождения — тайна.
Говоря о Крещении в Православии, мы, как правило, подразумеваем совершение двух таинств — Крещения и Миропомазания. Второе совершается сразу же после Крещения. Это важное таинство — дар Святого Духа человеку.
В апостольских деяниях мы читаем о том, как самарян крестили, но Святой Дух не сходил на них, пока к ним не пришли апостолы и возложили руки.
"Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса" (Деян. 8:14-16)
Отдельно стоит сказать о разных направлениях Протестантизма. В целом, у протестантов нет Крещения. Они считают, что Крещение — это момент изменения сознания, покаяния в грехах и обещания Богу доброй совести. Погружение в воду практикуется только потому, что так уж делали в Евангелии. Никакого особого смысла погружению в воду они не придают.
Среди многих протестантских деноминаций выделяются баптисты. Они практикуют Крещение в воде, утверждая, что крестить можно исключительно в сознательном возрасте. Так как это их ключевое отличие, то от сюда и их название (крещение по гречески – баптизма, погружение). К слову, баптисты появились в XVII веке, вместе с остальными протестантами.
Ну а до этого Церковь всегда крестила младенцев. С самого начала. Апостолы пишут, как крестили целые семейства (дома - 1 Кор. 1:16).
Крещение апостолы сравнивают с ветхозаветным обрезанием:
"В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых" (Кол.2:11-12)
Это важно, потому что обрезание Самим Богом установлено над 8-дневными младенцами. Так и Сам Христос был обрезан в младенчестве.
"Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени." (Быт. 17:10-12)
Через это обрезание люди входили в завет с Богом. Особо, Бог повелевает обрезывать и младенцев. Таким образом, 8-дневный младенец входил в завет с Богом и его не спрашивали, хочет ли он входить в этот завет (договор).
Таинство Крещения совершается над младенцами по вере восприемников (крестных родителей). Это не пустые слова, потому что и в Евангелии мы находим, например, прощение грехов по вере друзей парализованного человека, которые много потрудились, чтобы доставить его ко Христу:
"Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои" (Мк.2:5)
Часто, Крещение сравнивается с семечком. Оно даётся человеку для выращивания и приношения плодов. Если же этого не будет сделано, то от Крещения человек не приобретёт никакой пользы.
Семечко можно дать и младенцу. Сначала поливать его будут другие, а затем и он сам.
Думаю, что недоумения, связанные с вопросом "крестить ли младенцев" связанны с непониманием того, что такое Крещение.
Крещение омывает первородный грех. Его наследуют все без исключения люди от Адама с Евой (Иов. 14:4). Нужно младенцам избавление от первородного греха? Да, нужно.
Крещение, по утверждению Спасителя, является необходимым шагом на пути к спасению. Нужно спасение младенцам? Ну, вот этот тот самый вопрос, на который должны ответить родители.
Спасение — это жизнь с Богом в Его Царстве. Господь сказал, чтобы детям не препятствовали приходить к Нему, потому что и для них Царство Божье (Мф. 19:14).
Когда апостол Пётр проповедует перед 3000 толпой, он всем им предлагает креститься, особо указывая, что обещание спасения принадлежит всем им, и их детям:
Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.
Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.
Деян. 2:38-39