Притча о 10 девах дана в ряде других притч и все они удивительным образом совпадают: все учат о необходимости дел милосердия, заповеданных Господом.
Разговор начинается возле зданий Иерусалимского Храма, которые показывали ученики Христу. Спаситель предсказал, что всё это будет разрушено, указывая на некоторые обстоятельства и признаки этого разрушения, приводя переплетённые пророчества то о конце Иерусалима, то о конце всего мира. Затем, Господь приводит притчи, одну за другой:
- О двух рабах: благоразумном и злом (Мф. 24:45-51)
- О десяти девах: мудрых и неразумных (Мф. 25:1-12)
- О трёх рабах и талантах (5, 2 и 1) (Мф. 25:14-30)
- Об овцах и козлах, поставленных по разную сторону от Господа (Мф. 25:31-46).
[1] Первая притча хвалит благоразумного раба за то, что тот делал как сказал ему господин: давал пищу рабам вовремя. Злого же раба осуждает за то, что тот, понадеявшись на нескорых приход господина, не делал порученное ему дело, а начал бить товарищей и пьянствовать.
[2] Вторая притча о девах, ожидавших жениха со светильниками, одним из которых не хватило масла. Мудрые девы отправляют их покупать масло у продающих и те уходят, пропустив приход жениха. Вопрос о масле остаётся не совсем ясным.
[3] Третья притча говорит о том, что два верных раба полученные таланты
употребили в дело (
Мф. 25:16) и принесли прибыль, а раб, которого Господь в притче называет ленивым (ну то есть
бездельником), таланты закапывает, в дело их не употребляя, за что в последствии и наказывается — выбрасывается во внешнюю тьму. Господь указывает ему, что стоило дать талант торгующим, чтобы он получил прибыль.
[4] Четвёртая притча уже прямо сообщает о делах: одни (овцы) награждаются Царством за то, что помогли нуждающимся людям, которых Господь именует своими меньшими братьями, которых они напоили, накормили, приютили, одели, посетили в больнице и тюрьме. А других (козлов) наказывает за то, что они этого не сделали.
Итак, притчи 1, 3 и 4 ясно говорят о необходимости дел, а потому и 2-ю притчу наиболее логично было бы понимать в этом ряду.
Люди из 1, 3 и 4 притч упрекаются за недостаток (или отсутствие) совершенно конкретных дел, которые ждал от них господин. А потому и елей (масло) — это дела, да не простые, а дела милосердия.
Раб из первой притчи заботился о других рабах. Двух рабов из третьей притчи господин называет не только верными, но и добрыми, хотя дела экономики делали бы их только верными, но дела сделали их ещё и добрыми. Овцы же из последней притчи явно выделяются только за счёт дел милосердия.
Хотя и косвенно, но в пользу понимания масла как дел милосердия говорит и тот факт, что оно в Писании вообще часто связанно с милосердием, да и сами слова в греческом языке созвучны: греч. έλεος — «милость» созвучна с греч. έλαιο — «масло».
Для православных христиан важно понимание святых отцов, поэтому укажу также ещё и на то, что святитель Иоанн Златоуст предлагает именно это понимание: масло — дела милосердия:
Эти притчи сходны с прежнею притчею о рабе неверном, расточившем имение господина своего. Их четыре, и все они различным образом убеждают нас в одном: именно, чтобы мы старались подавать милостыню и помогать ближнему во всем, в чем только можем, так как иначе нельзя спастись. Но в тех притчах говорится вообще о всяком благодеянии, которое мы должны оказывать ближнему. А в притче о девах говорится в частности о денежном подаянии, и говорится сильнее, нежели в притче предшествующей. Тою притчею осуждается на мучение раб, который бьет товарищей своих, пьет с пьяницами, расточает и губит имение господина своего; а этою и тот, кто не старается о пользе ближнего, и не делает щедрого подаяния бедным от имущества своего.
(Беседы на Евангелие от Матфея)
А продающие масло — нищие:
Кто эти продающие? Бедные. Где же они? Они здесь, и теперь только надлежит находить их, а не в то время.
(Там же)
Именно недостаток дел милосердия лишил неразумных дев входа на брак.
"Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений" (Ос. 6:6, Мф. 9:13, Мф. 12:7)
"Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять" (Мф. 23:23)
"Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто" (Лк. 11:41)
"Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я - Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь" (Иер. 9:24)
"Обратись и ты к Богу твоему; наблюдай милость и суд и уповай на Бога твоего всегда" (Ос. 12:6)
"так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему" (Зах. 7:9)
"Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом" (Иак. 2:13)
"Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же" (Лк. 10:36-37)
"Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут" (Мф. 5:7)