1. Почему Петр, Иаков и Иоанн?
2. Почему именно Моисей и Илия?
3. Связь с Иоанном Крестителем
1. Петр, Иаков и Иоанн были ближе остальных учеников к Иисусу. Они проводили с Ним больше времени и в части истин проявляли большую понятливость, чем прочие ученики. Помните, эти трое последователей Христа уже становились свидетелями Его могущества, когда была воскрешена дочь начальника синагоги:
"Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова" (Мк. 5:36-37).
Так уж получилось, что они более глубокой проницательностью. Им предстояла страшная картина наблюдений Христовых агоний в Гефсиманском саду. Христос хотел подготовить их к этому времени.
Эта первая причина. Вторая заключается в том, что Петр, Иаков и Иоанн должны были стать надежными свидетелями преображения славы Иисуса, чтобы потом остальным подтвердить истинность Божественности Христа.
Еще задолго до явления Христа в человеческом образе подлинность какого-либо дела подтверждалась 2-3 свидетелями:
"...при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится дело" (Втор. 19:15).
Петр, Иаков и Иоанн, как мы знаем, обладали уважением и являлись признанными представителями первоапостольской церкви. К их словам относились с доверием. Они наиболее убедительно и достоверно передали бы увиденное на горе.
Разумеется, Иисус мог бы взять других учеников или их в большем числе. Более того, дать увидеть это событие простым людям. Тогда можно представить себе, чтобы произошло. Охваченные страхом, в шоковом состоянии каждый бежал бы к себе домой или в соседние селения и по-своему излагали то, что видели. Произошли бы беспорядки, появились бы слухи.
2. Библия не объясняет, почему из всех благочестивых мужей Ветхого Завета явились Моисей и Илия. Ведь на их месте могли быть: Авраам, Ной или Иеремия, Давид, Исаия и прочие. Вероятно, Моисей и Илия в высшей степени были олицетворением человека Божьего. Интересно, как ученики узнали их. Видимо, на них снизошло озарение свыше.
Моисей, как известно, был лидером еврейского народа, его великим освободителем. Его смело называют основателем нации и законодателем. Евреи часто отождествляли Писания с этим Божьем слугою, а Десятисловие называли законом Моисея:
"И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах" (Лк. 24:44).
"Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, — на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?" (Ин. 7:23).
"Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев" (Деян. 15:5).
"Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их...Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят" (Лк. 16:29, 31).
Илия в свою очередь спас народ во дни его очередного великого отступления. Он с рвением защищал закон Бога, отличался бесстрашием, мужеством и смелостью в этом деле. Илия не просто ходил путем Господним, его сердце горело для Бога. Он также заслуженно стал выдающимся ветхозаветным пророком.
Своим присутствием Моисей и Илия засвидетельствовали ученикам, что перед ними находится не просто человек, наделенный сверхспособностями, который должен стать политическим лидером Израиля, воссесть на престол Давида и даровать израильскому народу господство над прочими племенами и языками, а также благословенную жизнь, как во времена Соломона.
Они засвидетельствовали о божественности Христа, о том, что перед ними настоящий Сын Божий, тот о, ком они говорили на протяжении всей своей жизни - Мессии, закланном Агнце.
Важно отметить, что Моисей и Илия стали прообразом Царства славы, которое настанет при Втором пришествии Христа. Обратите внимание, что среди всех возможных на эту роль пророков, Бог взял одного воскресшего из мертвых, то есть Моисея, а второго - Илию, не познавшего смерти и восхищенного на него. Подобно этому событию будет происходить, когда наш Господь снова придет на Землю:
"Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем" (1-е Фес. 4:16-17).
Моисей и Илия не просто стояли, а вели беседу с Иисусом. Они подкрепили Его и говорили об исходе Христа, о божественном плане - принятии Им грехов всего мира и крестной смерти.
Это было одним из самых трудных задач для учеников. Им сложно было принять, как Христос мог допустить такие издевательства над Собой и такую мученическую смерть ради нашего спасения. Позже увиденная картина предала уверенности ученикам, когда они заявляли, что Христос был предан по Божьей воле:
"Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил" (Деян. 3:18).
"Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили" (Деян. 2:23).
3. Пророчество Малахии о том, что предвестником пришествия Мессии должен стать Илия, знали и иудейские религиозные вожди, и ученики Христа, и остальные евреи того времени.
"Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием" (Мал. 4:5-6).
Поэтому ученики, спускаясь с горы, резонно спросили у Иисуса: "Как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?". По сути, они говорили: "Почему Илия не пришел до того, как Ты начал служение, ведь так написано в Писаниях?".
Религиозные вожди тоже пользовались данным аргументом, отказываясь верить в божественность Иисуса. Они рассуждали так: "Несмотря на все чудеса, Христос не мог быть Сыном Божием, так как еще не явился Илия. Наверное, Он и есть Илия".
"Этому недоразумению способствовало также то, что книжники и их собратья-раввины обильно приукрасили пророчество Малахии. Подобно многим толкователям Библии на протяжении веков, включая многих и в наше время, они любили «заполнять пропуски» там, где библейское предсказание было не очень понятным и не таким подробным, как им того хотелось бы. Поэтому они учили, что Илия придёт снова как могущественный реформатор-чудотворец и превратит хаос в порядок, и порок — в святость. Они утверждали, что, когда придёт Мессия, мир, или, по крайней мере, Израиль, будет морально и духовно готов к Его приходу, и Мессия быстро совершит суд и установит царство для Израиля" (https://bible.by/parallel/otnt/macarthur/40/17/).
Иисус объяснил, что речь идет не о буквальном явлении Илии, а пришествии Иоанна Крестителя - человека "в духе Илии".
"Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе (Мф. 17:11-13).
Мира и благодати вам от Господа!!!