Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

У рыцарей была мода? Какие современные бренды работают с этой стилистикой?

ИсторияМода и стиль+2
Лида Кравцова
Мода
  · 10,6 K
Телевизионный журналист, режиссёр, ювелирный стилист, консультант по имиджу, дизайнер...  · 21 янв 2022  · taplink.cc/buldakovanatalie
В ответ на этот вопрос напрашивается целая монография, которая невозможна без представлений об изменениях костюмов в Средние Века и причинах этих изменений.
Но для начала, нужно разобраться с тем, что подразумевается под эстетикой рыцарства: только ли стереотипные латы и шлемы или мы опираемся на эволюцию средневекового костюма целиком? Рыцарство какой страны? Какого исторического периода (рыцари появляются в 8 веке, а рыцарские ордены появляются до 18 столетия включительно - весьма протяженный по времени период)?
Без этих вводных сложно рассуждать о рыцарской моде и современных ее проявлениях, но я, все же, попробую.
Мода того отрезка Средних Веков, которую принято ассоциировать с доспехами, рыцарством и куртуазной литературой (с 12-го по 15 век) до 1350 года, когда в обиходе впервые появляется слово "fashion", была очень привязана к сословному делению, а военная экипировка до середины 15 века отвечала одному требованию - не дать погибнуть, но она влияла на гражданский костюм.
До Первого Крестового Похода и некоторое время после одежда была довольно примитивная, по крою, представляющая собой Т-образную рубаху или прямое платье (этот силуэт в современной моде представлен весьма широко). До пят у женщин и до колена у мужчин. Это было обусловлено возможностями ткацкого станка того времени.
Использовались грубые ткани: неокрашенные шерсть, лен, крапива и другие растительные волокна или шелк и окрашенные ткани по византийской моде. Простые одежды из неокрашенного полотна сегодня можно найти в коллекциях дизайнеров эко-направления.
С 1190 года основным доспехом западного воина становится кольчуга, известная еще с Античности. Современные отсылки к кольчуге часто имеют мужские свитеры из толстой грубой нити, рыхлой вязки; вязка с имитациями дыр и отверстий или крупноячеистая сетка.
Еще одно средневековое новшество - простой крест на плаще - первый и основной символ крестовых походов. Он крупный и контрастный. Поэтому нынешние стилизации крупных крестов и вертикальные перекрестия в принтах или комбинированных тканях - воспоминание от первых Крестовых походах, где они несли большой смысл. В 12 веке для упрощения опознавания своих в пылу битвы, появляется геральдика, по сей день вдохновляющая дизайнеров. Это ярко, контрастно и графично. Это изобретение является визуальной основой одежды в командном спорте и в некоторых видах спецодежды.
Ключевая эстетика, не отпускающая Европу с 12 века и по сей день - Восточный костюм. Эту эстетику первыми "завезли" в Европу участники крестовых походов.
Обогащенная восточными новшествами средневековая мода до сих пор с нами в виде хлопковых тканей, остроносой обуви, большого количества вертикалей в крое одежды. Расширяющиеся от локтя или даже плеча к запястью рукава были буквально привезены в европейскую культуру из арабского мира.
Восточные женские приталенные платья с декольте произвели революцию в европейской моде. Т-образный примитивный силуэт больше не мог конкурировать с изяществом шелковых и хлопковых трофейных платьев.
Но самое главное, что привезли крестоносцы - элемент одежды персидского происхождения под названием "кафтан". Эта деталь одежды из арабского женского костюма перекочевала в разных формах, как в средневековый мужской, так и в женский гардероб и повлияла на всю европейскую историю моды.
Арабское платье-кафтан представляет собой распашную одежду свободного покроя или приталенную, застёгивающуюся на пуговицы либо подпоясывающуюся. В основном женский арабский кафтан длиннополый (до щиколоток), рукава обязательно длинные - узкие или широкие. Кафтаны шьются без воротника со сравнительно глубокой выемкой ворота спереди, чтобы можно было увидеть украшенное вышивкой платье.
В 21-м веке по этому принципу шьются туники, надеваемые в качестве верхнего слоя, плащи и женские жакеты.
Эпидемия чумы 1348 года повлияла на моду не меньше, чем знакомство с арабским миром. По ее окончании европейцы начали массово менять свои гардеробы.
Один из наиважнейших элементов одежды этого периода - камзол - стеганный жилет (о, сколько стёжки ждет нас в 2022!), носимый под кольчугой или латами, становится верхней одеждой.
Этот элемент военного обмундирования начинают носить все слои общества, а не только воины.
Камзол становится короче и более подогнанный по размеру, чем это было раньше. Это уже не просто прокладка между нательной рубахой и латами, смягчающая удар. Это - куртка по фасону яркого цвета с множеством изящных пуговиц.
Именно с камзолом, достойным знатного господина, связано слово Fashion, впервые появляющееся в летописях в 1350 году.
Камзол - первый предмет одежды в истории, требовавший пошива точно по меркам. Это был символ мужской силы и власти.
Камзол был принципиально отличен по крою от женского платья (в 1000 году мужская одежда от женской отличалась только длиной) и был прямым предком мужского пиджака.
Тенденция шить мужскую одежду по меркам, а женскую - "на глазок" сохранялась в Европе до рубежа 19-20 веков.
Отдельного упоминания требуют рыцарские турниры. Бои "для телесных упражнений" были известны с 9 века, но в ярмарку тщеславия с богато одетыми зрителями, роскошным декором на латах, "дамами сердца" и всей той романтикой, к которой нас приучил кинематограф и любовные романы, а так же, со сказочными сюжетами, с карликами, великанами, колдуньями и принцессами (Брюгге, 1468 год) турниры превратились только во второй половине 15 века. А в 16 веке, когда рыцарская конница утратила своё значение и была вытеснена профессиональной пехотой — стрелками или ландскнехтами, вербовавшимися из горожан и крестьян, турниры прекратились.
Но за эти сто лет дамы успели походить в обтягивающих платьях с поясами под грудью и декольте с меховой оторочкой, а мужчины - пощеголять богатством доспехов и количеством разрезов на камзолах.
Те, кто имел богатство и власть серебрили, золотили и украшали турнирные доспехи драгоценными камнями, но высшим шиком считались полу-латы, покрытые шелковым бархатом с заклепками, образующими узор.
Внешне это была богато отделанная одежда, по виду которой было невозможно догадаться, что внутри металл.
Можно считать, что в этот момент происходит слияние военного обмундирования с гражданским костюмом.
Еще одно важное событие, повлиявшее на мужской костюм 15 века и последующих периодов - появление такого элемента, как разрез.
В 1477 году ландскнехты - немецкие наемники для удобства начали разрезать камзолы на предплечьях и локтях. Разрезы очень быстро вошли в моду. Их делали уже не для большего комфорта при движении, а для красоты.
В начале 16 века разрезы по моде и появление огнестрельного оружия ознаменовали закат рыцарства и начало эпохи Возрождения.
Если смотреть на историю моды именно в этом ключе, то почти вся история мужского костюма - один большой реверанс именно военной экипировке Средневековья.
Мужская мода разных периодов то плотнее соприкасается с темой военного обмундирования, то ненадолго от него отдаляется, но одно из направлений, к которому мы все равно неизбежно приходим (хотя не от всего направления веет средневековьем) в 21 веке - милитари - один из глобальных трендов. И это и постапокалиптический стимпанк, и демилитаризованная форма, и пиратская эстетика, и ряд субкультурных форм (как то - байкерский жилет).
Вся защитная одежда специального назначения тоже выросла из доспехов: военная форма войск специального назначения, мотоэкипировка с карбоновыми, титановыми и кевларовыми вставками, вратарское обмундирование на хоккейной площадке. Она имеет исключительно практическое назначение. Она не PRO моду. Но в обыденной одежде присутствует подражание байкерскому стилю - стилизация без функциональных составляющих, часто встречающееся в масс-маркете.
Футуризм середины 20 века, вдохновленный космосом и первыми полетами человека за пределы родной планеты, тоже отсылает нас в итоге... туда же. Потому, что сначала были доспехи, а потом - скафандры.
Отдельного упоминания заслуживает популярная сейчас и очень эффективная в вопросах выбора личного стиля концепция архетипов, базис которой разработал еще Карл Юнг.
Три архетипа: Воин, Бунтарь и Искатель в разной степени тоже про рыцарскую эстетику, но pro разные ее грани.
В них есть отголоски, как военной эстетики, так и гражданской, которая, с превращением камзола в верхнюю одежду, очень сильно пересекаются.
Балахонистые одеяния членов рыцарских орденов прекрасно вписались в архетип Искателя и такой популярный элемент плечевой одежды, как мантия.
По крою это - сплошной деконструктивизм с внешними швами, необработанным краем и асимметрией.
Мантии разных конфигураций шьют все от Рика Оуэнса до китайских no name мануфактур. Кстати, именно Рик Оуэнс и его последователи наиболее часто делают отсылки именно к средневековой эстетике. Утрированные, разумеется.
Встречаются мантии и в коллекциях Valentino и Iris Van Herpen. Но там они скорее похожи на плащи.
Сейчас в моде царит историзм, поэтому отсылки и к Средним Векам наблюдаются у многих.
Рукава-буфы есть в коллекциях Alexandre Vauthier , Schiaparelli и Рональда ван дер Кемпа.
Хук - отдельная история в истории моды. Накидка с меховой оторочкой - "дочка" римской пенулы была элементом женского костюма в 13 веке, но к началу 14-го перекочевала в мужской гардероб, а ношение ее женщинами стало порицаемым и преступным. Ношение этого элемента костюма было в списке преступлений Жанны Д`Арк. В современном варианте он представлен у Alexander McQueen, Balmain, Marine Serre, Maison Margiela и Miu Miu.
Накидка с крестом Первого Крестового Похода превратилась в табард - короткую накидку без рукавов, надеваемую поверх доспехов. На табард было принято наносить герб владельца. И реверансы этому средневековому элементу гардероба можно встретить у Gucci, Chalayan и JW Anderson.
Отдельные образы коллекции Hermes с недавнего осеннего показа Недели высокой Моды вызывают четкие ассоциации с доспехами. Не из металла, но из кожи.
Гипертрофированные кулоны Schiaparelli, похожие на латы, и брутальные силуэты в коллекциях Balmain - всё туда же.
Балаклавы от Celine и Miu Miu - вязаные шлемы современного горожанина.
Подытоживая сей краткий обзор средневековой моды на подиумах 21-го столетия, могу точно сказать: задавшись целью найти рыцарскую эстетику в современной одежде, очень скоро можно обнаружить, что она встречается буквально на каждом шагу. И конечно, она есть в изделиях у очень многих дизайнеров.
Neformatный стилист-имиджмейкер для экспертов и творческих людейПерейти на tenchat.ru/buldakovanatalie
Шикарный, подробный ответ! И снова спасибо большое!)
Редактор, канд. ист. наук, история культуры  · 21 янв 2022
Была ли у рыцарей мода? Ответ на этот вопрос зависит от того, что мы поднимаем под модой и с какого момента начинаем ее отсчитывать. Вариантов «дня рождения моды» множество, поэтому ответ целиком зависит от принятых его автором координат. Сначала о терминах. В европейских языках существует два слова, которые имеют отношение к сути вопроса — французское mode и английское... Читать далее
Екатерина дизайнер   · 18 янв 2022
С этой стилистикой напрямую сейчас работать невозможно, да и нет смысла. Поскольку вряд ли кто-то купит латы, шлем, кольчугу, и геральдические символы. Но отсылки к этой романтической эпохе конечно есть. Например у Жана Поля Готье есть всякие такие коллекции
1 эксперт не согласен
К сожалению, ответ недостоверный. Работать со стилистикой, переосмыслять и вдохновляться, это не равно "надеть... Читать дальше