Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

У рыцарей была мода? Какие современные бренды работают с этой стилистикой?

ИсторияМода и стиль+2
Лида Кравцова
Мода
  · 9,1 K
Редактор, канд. ист. наук, история культуры  · 21 янв 2022
Была ли у рыцарей мода? Ответ на этот вопрос зависит от того, что мы поднимаем под модой и с какого момента начинаем ее отсчитывать. Вариантов «дня рождения моды» множество, поэтому ответ целиком зависит от принятых его автором координат.
Сначала о терминах.
В европейских языках существует два слова, которые имеют отношение к сути вопроса — французское mode и английское fashion. Mode происходит от латинского modus, означающего выделенный из множества вариантов способ существования или свойства предмета, характерные для него в некоторых состояниях. Mode и modus максимально близки, именно поэтому употребление слова «мода» в значении только «мода на одежду» неправильное. Мода может быть на все — автомобили, еду, кино, образ жизни и т.д. Fashion происходит от происходит от латинского слова factiō (~делание), которое в старофранцузском трансформировалось в façon (внешний вид), а затем перешло в среднеанглийский как facioun. Содержание обоих слов близко, но все-таки разница есть. Fashion до недавнего времени использовали только в английском; mode — во всех остальных языках.
В этом — широком — смысле у рыцарей бесспорно была мода: они изобретали себе какие-то способы поведения, копировали, фантазировали, словом были творческими людьми. Например, они придумали писать романы и увлекались историями про Прекрасных дам.
Рыцарство — воинское сословие, нетождественное аристократии (хотя в Википедии говорится именно так). Рыцарями были как короли, так нетитулованные землевладельцы. Рыцари значительную часть времени проводили вне дома, находясь на войне или в замке своего оверлорда (сюзерена). А юноши, желающие стать рыцарями, были обязаны пройти путь ученичества и послужить оруженосцами, находясь постоянно в этих замках. Жизнь в замке требовала определенной регламентации и создания модусов поведения. Так была придумана куртуазия или куртуазная культура (от ст.-фр. cort, двор), которая в каждом конкретном случае имела отличительные особенности и свойства относительно быстро меняться. Для описания этого формата замкового пребывания часто используется слово habitus (хабитус или габитус), введенное в оборот Пьером Бурдье.
Но вопрос был про одежду.
Рыцари носили как цивильную одежду, так и защитное одеяние, состоящее из двух частей — поддоспешной одежды и собственно доспехов. С X в. до примерно последней четверти XIV века преобладали доспехи кольчужного типа, после — латы. Кольчужный доспех сложно украшать или как-то выделять, это скорее техническое изделие. Однако поверх кольчуг часто носили разные типы плащей, которые могли быть достаточно богатыми и выразительными. Некоторые из них дошли до нашего времени используются в геральдических одеяниях, например, табарды или сюрко.
Латные доспехи можно было украшать, красить, декорировать золотом. Существовали даже специальные парадные доспехи, которые надевались только по праздникам. Мы знаем разные типы лат — максимилиановский доспех, готический, уориковский, гринвичский, миланский, кастенбруст и т.д., но это именно типы, а не модные тренды. Сам по себе фасон лат серьезно повлиял на аристократическую одежду, в том числе женскую в период второй пол. XVI – пер. пол. XVII веков. Например, существует версия, что популярная в те времена баска была сделана как аналог пластинчатой части доспеха, крепившейся ремнями к верхней части.
Не менее важную роль в создании европейской одежды сыграли поддоспешники. Опять же речь идет не столько о раннекольчужном периоде, когда в нижний слой надевали длинные шелковые или хлопковые рубахи типа гамбезона, а о более позднем периоде, когда появились укороченные стеганые жиппоны, пурпуэны, жаки и хубоны. От них происходят всевозможные дублеты, вамсы, камзолы, жилеты, buff coats и т.д.
Глобально именно рыцари перепридумали разделение одежды на плечевую и поясную. До них так одевались некоторые варварские и кочевые народы, но в Высоком Средневековье все-таки доминировала длиннополая римская туника — котта. От коты происходят некоторые популярные типы одежды вроде сюрко и котарди. Выделить собственно поясную одежду из категории исподнего, скрытого всевозможными плащами и туниками смогли только рыцари. Причем если короткая плечевая одежда в сочетании с тугими шоссами в XIV веке все еще была большей частью для юношей-оруженосцев, но уже в первой половине XVI века стройность ног вовсю демонстрировали и короли.
Для доспехов стала важна подгонка поддоспешников к телу, так родился спрос на крой.
Таким образом на позднем этапе куртуазная культура породила множество типов одежды, которая надевалась не только для военных или ритуальных, но и эстетических целей. Можно сказать, что при наличии средств рыцари стали заказывать себя разнообразные цивильные костюмы, чтобы выглядеть более изыскано.
В начале куртуазного периода европейская одежда была симбиозом римских и варварских одеяний, а на выходе превратилась в оригинальный костюм. Современная одежда появилась благодаря рыцарям.
Восточный костюм не оказывал существенного влияния на развитие европейской моды, хотя прорывался отдельными краткосрочными трендами в том или ином десятилетии. Любопытно, что познакомившись с распашной ближневосточной цивильной одеждой — кафтанами — в ходе крестовых походов, французы назвали их собственным словом robe, что означало «трофей». Иное дело — военная одежда. Так, слово «акетон» восходит к арабскому al-quṭun — дань уважения хорошей идее. От арабского jūbbä происходит и французский жиппон (а от него, в свою очередь русское слово «юбка» — такой вот парадокс).
В современном мире доспехи редко вдохновляют модельеров, интерес к поддоспешной одежде чуть выше. Нет-нет да и выйдут на подиум манекенщики — кто в кале, кто в пурпуэне, кто гамбезоне. Плащи и нарамники также могут появиться в той или иной фантазийной исторической коллекции. Однако целенаправленно созданием рыцарской одежды занимаются только реконструкторы. И это, кстати, довольно популярный вид деятельности, вполне способный составить конкуренцию модным брендам.
Рыцарский прикид от Дольче & Габбана, осень 2014:
Рыцарская тема в видении модельеров бренда Баленсиага:
Табарды нравятся женщинам:
Оригинальный пурпуэн XIV века (обратите внимание на крой рукавов):
Максимилиановский доспех:
Кастербруст:
Телевизионный журналист, режиссёр, ювелирный стилист, консультант по имиджу, дизайнер...  · 21 янв 2022  · taplink.cc/buldakovanatalie
В ответ на этот вопрос напрашивается целая монография, которая невозможна без представлений об изменениях костюмов в Средние Века и причинах этих изменений. Но для начала, нужно разобраться с тем, что подразумевается под эстетикой рыцарства: только ли стереотипные латы и шлемы или мы опираемся на эволюцию средневекового костюма целиком? Рыцарство какой страны? Какого... Читать далее
Neformatный стилист-имиджмейкер для экспертов и творческих людейПерейти на tenchat.ru/buldakovanatalie
Шикарный, подробный ответ! И снова спасибо большое!)
Екатерина дизайнер   · 18 янв 2022
С этой стилистикой напрямую сейчас работать невозможно, да и нет смысла. Поскольку вряд ли кто-то купит латы, шлем, кольчугу, и геральдические символы. Но отсылки к этой романтической эпохе конечно есть. Например у Жана Поля Готье есть всякие такие коллекции
1 эксперт не согласен
К сожалению, ответ недостоверный. Работать со стилистикой, переосмыслять и вдохновляться, это не равно "надеть... Читать дальше