Нужно формировать новые нейронные связи.
Вот несколько правил, которых я придерживаюсь.
Сходите туда, где вы еще никогда не были или куда заходите очень редко. Это может быть новый большой парк или ювелирный магазин в соседнем районе.
Купите флакончики с эфирными маслами или любые ароматизированные предметы. Каждое утро, как только проснулись, вдыхайте новый запах - это позволит «разбудить» мозг.
Вечером не включайте свет в квартире - ходите по комнатам по памяти. Это упражнение повысит внимание и концентрацию. Также можно принимать душ с закрытыми глазами. Так как вы ничего не видите, резко активизируются другие органы чувств.
Чистите зубы не рабочей рукой, а той, которая менее активна: если вы правша, чистите зубы левой рукой, если левша - правой.
Носите разные вещи. Ученые доказали, что в зависимости от одежды человека меняются не только его ощущения, но и образ мыслей.
Освоить шрифт Брайля и язык жестов трудно, но способность читать и разговаривать пальцами необычайно разовьет ваши чувства. В языке жестов достаточно выучить стандартные фразы общения: приветствие, простые вопросы, ответы.
Ходите на работу (в магазин) новой, незнакомой дорогой. Даже если новый путь будет длиннее, ничего страшного. Это не только положительно скажется на работе мозга, но и поможет поддержать стройность.
Будьте увереннее в себе. Даже если вам предлагают работу, в которой вы не очень разбираетесь, соглашайтесь. Мозг быстро активизируется, когда вы не совсем точно знаете, что делать.
Отвечайте на стандартные вопросы нестандартно. Даже на вопрос «как дела?» можно ответить десятками разных фраз - откажитесь от стереотипов.
Научитесь различать монеты разного достоинства только пальцами. Упражнение полезно делать, когда вы кого-нибудь или чего-нибудь ждете. Время идет быстрее, и ожидание становится не таким томительным.
Выбирайте те журналы и газеты, на которые вы обычно не обращаете внимания. Например, если вы увлекаетесь модой, купите журнал, посвященной экономике. Любите читать про путешествия и другие страны? Отдайте предпочтению журналу о животных. Необязательно увлечься чем-то новым, достаточно время от времени менять тему читаемого.
Отключите звук телевизора и, глядя на изображение, пытайтесь воспроизвести диалог или монолог. Если выполнять это упражнение вместе с друзьями, получится весьма комично и интересно.
Если выходные вы обычно проводите в городе, то в следующий раз отправляйтесь на природу. Не любите слушать музыку? Сходите на музыкальный концерт - вы получите массу новых ощущений. Если даже вам совсем не понравится, сможете уйти.
Это упражнение можно сделать в выходной день. Если вы обычно все делаете медленно, старайтесь ускорить темп в 2 раза. Если же вы и минуты не можете усидеть на месте, заставьте себя все делать неспешно. Это требует большой концентрации.
Придумывать новые шутки и анекдоты - очень занимательно и полезно для мозга. Это не только стимулирует умственную активность, но и развивает способность мыслить креативно.
Это нейробика - умственная гимнастика, аэробика для мозга, направленная для улучшения мыслительной деятельности. Термин был введен Лоуренсом Катцем и Мэннингом Рубином из США.
Думаю, что развить креативное мышление можно исключительно через практику. А для этого надо решать какие-то интересные задачи, которые можно выдумать для себя.
Например можно перейти на https://www.artlebedev.ru/matrix/ и сгенерировать сочетание слов. Затем снять об этом ТикТок, нарисовать комикс, написать рассказ, сделать плакат, представить что это название фильма и написать рецензию, да что угодно ещё. Главное заставить мозг думать, причём не обязательно останавливаться на первой идее, можно думать дальше и придумывать новые.
Второй вариант выдумывать искусственные ограничения для своей повседневной работы, придумать себе челлендж. Например, если вы пишите тексты, то можно не использовать в одном предложении слова на одну и ту же букву. Если занимаетесь дизайном, то один вариант делать максимально правильным для заказчика, а второй используя, например, только чёрный и белый цвет, либо только одинаковый размер шрифта. Этот вариант не обязательно заказчику показывать, главное заставить мозг работать. Причём даже в работе таксиста можно выдумать такой челлендж, например каждого пассажира приветствовать по-новому, не повторяясь. Сначала будет легко, но после банальных «Добрый день», «Здравствуйте», «Здрасте» придётся подумать.
Челленджем может быть и какое-то огромное число работы, например некоторые дизайнеры делают челлендж «Постер каждый день» на протяжении года. Это тяжело, но развивает креативное мышление однозначно, ведь каждый постер должен быть уникальным. Музыканты ЗАМАЙ и Слава КПСС записали альбом на 101 трек, это тоже такой своего рода челлендж.
Кстати, придумали специальную книгу Wreck this journal, где надо как раз какие-то интересные задания выполнять. Думаю, можно воспользоваться и им.
Сначала, конечно, хочется спросить, а что вы понимаете под «креативным мышлением»? Ну потому что ответы могут быть разными:
## Способность найти выход из запутанной ситуации
Бывает так, что вы у себя в голове «ходите по кругу». Или другая аналогия: не можете выбраться из «ментальной колеи» — это когда вы постоянно натыкаетесь на свои старые решения, которые вы уже обдумали и выбросили, потому что они вас не устраивали.
## совет:
Вашему мышлению нужна помощь извне.
Если можете собрать несколько друзей — устройте мозговой штурм. Вот здесь я описал самые типичные ошибки, прочитайте перед тем, как начать.
Если позвать никого не можете, воспользуйтесь методом фокальных объектов.
## Метод фокальных объектов
Чтобы метод работал, его нужно использовать быстро и много. Нарисуйте в центре листа вашу проблему, объект или суть вопроса. Поместите вокруг объекта на большом расстоянии три случайных предмета (ну вот прям навскидку, например: телевизор, книжка, картошка). Напишите рядом с каждым объектом по 5 его уникальных характеристик. А теперь берите сразу несколько этих свойств и попробуйте применить их к своей проблеме или своему центральному предмету. Не говорите сразу «фигня какая-то», поиграйте в эту игру немного — попробуйте объяснить эти случайные свойства у своего объекта, попробуйте отдаться течению и поплыть дальше. В какую сторону вам хочется думать? (туда и плывите)
## Способность придумывать с нуля крутые штуки
Часто под креативным мышлением имеют ввиду отсутствие проблемы белого листа, когда человек может сходу придумать сотню идей.
Этому можно научиться. Насколько легко? — зависит от многих вещей, и в первую очередь от вашего типа личности. Если вы гибки и ориентированы скорее на процесс, нежели результат — вы схватите суть очень быстро и вам понравится придумывать. Если же наоборот — вы в душе консерватор и сопротивляетесь всему новому — вам придется тяжело.
Дело в том, что креативность очень боится критики. Именно поэтому в классической версии мозгового штурма этап генерации идей и этап их оценки разделены во времени. Вы, наверное, часто сталкивались с подобным — только кто-то начинает фантазировать, высказывает первую идею, как обязательно найдется сосед, который скажет «ой, ну это не сработает». В этот момент у вас исчезает какое-либо желание придумывать.
Поэтому очень важно на этапе генерации идей подыгрывать друг другу. Представьте, что вы играете в пинг-понг, и ваша задача отбить подачу — это значит дополнить идею вашего коллеги или друга и вернуть обратно. Друг, в свою очередь, должен дополнить то, что дополнили вы и так далее. Вы не поверите, как далеко эта игра может завести! Причем чем дальше, тем более уникальными и качественными будут становится ваши идеи.
Если же вы любите делать все в одиночку, то вот что вам нужно знать о креативном процессе вообще: он всегда состоит из двух этапов — анализа и синтеза. В качестве точки отсчета может быть что угодно — слово, проблема, задача, предмет, цель.
Этап 1. Анализ — расширение информационного поля. На этом этапе вы стараетесь набросать на вашу карту разных понятий, идей и объектов. Можно пользоваться приложениями mindmap, мне больше нравится взять пачку post it и клеить их на большой лист бумаги. Тут есть важное правило: один стикер = одна идея. Ну то есть прям берите и пишите вообще все, что вам приходит в голову. Не ограничивайте себя ничем.
Этап 2. Синтез — фокусировка. Сначала вам нужно немного разобрать тот хаос, который получился. Например, можно сгруппировать стикеры. Принцип группировки придумаете по ходу. Берите первый попавшийся листочек и клейте на новую бумагу в центр. Берите второй стикер и сравнивайте с первым — если они чем-то похожи и создают группу, то клейте его рядом, нет — делайте новую группу. И так далее.
Иногда группировки бывает достаточно. Но можно пойти дальше и, например, объединить какие-то идеи. Вот тут вы поймете как раз зачем было нужно писать одну идею на одном стикере → их можно передвигать! Это невероятно простой и мощный принцип. Вы можете складывать, вычитать, комбинировать идеи — причем именно в этом кроется секрет креативного мышления.
Креатив — это ответ вашего сознания на, казалось бы, несовместимые вещи. Это то, как вы объясняете эту несовместимость. Это то, как вы приземляете абстрактные штуки на конкретное дело. Это то, как вы переносите принцип из одной области в совершенно другую.
Что бы развить креативное мышление нужно развить способность становится на время ребенком, смотреть на мир широко открытыми глазами, играть в него и смеяться.
А вместо критики использовать метод шляп де Боно.
Есть различные техники, к примеру некоторые описаны в книге Джулии Кэмерон "Путь художника". Это курс упражнений, рассчитанный на 12 недель. Курс непрост, в основном из-за необходимости каждый день повторять действия с не очевидным результатом, но книгу однозначно стоит почитать, так как она дает интересный взгляд на анатомию творческой составляющей в человеке.
Считается (и небезосновательно), что за креативное мышление "отвечает" правое полушарие. Поэтому вопрос можно свести к вопросу о том, как простимулировать работу правого полушария. Если вы правша, то просто: попробуйте писать левой рукой в качестве тренировки правого полушария. Ну и вообще, что-то пытаться делать левой рукой, что вы обычно делаете правой - это заставит ваше правое полушарие решать новые для него задачи, что приведет к появлению новых связей между нейронами и, возможно, улучшить кровообращение (в правом полушарии). Если же вы левша, то попробуйте писать левой рукой - таким образом правое полушарие простимулировано не будет, зато простимулируется левое, которое "отвечает" за аналитическое мышление. Развитие аналитических способностей в принципе косвенно может повлиять и на креативность мышления - ибо всё взаимосвязано. В общем, надо "качать" свой мозг: делать то, чего раньше не делали (попробуйте поздороваться с кем-нибудь левыми руками, а не правыми как обычно, - ощущения весьма забавны=)
Я сейчас много смотрю уроков по дизайну, и замечаю, что практически каждый из них начинается с пункта "ищем вдохновение". Действительно, что-то действительно новое придумать очень трудно, нужно смотреть вовне, чтобы получить больше информации, больше материала для работы. Брать чужие работы и копировать, рисовать то же самое, но зелёного цвета - это, конечно, плагиат и отсутствие креативного мышления. Но смотреть, что делают другие, учится приёмам, техникам, черпать идеи, которые могут первернуться в вашей голове с ног на голову - это полезно. Хорошо ещё работает метод смотреть не на чужие работы, а на реальные вещи, объекты, и интерпретировать их, упрощать, выделять черты, которые определяют этот объект, и стараться их передать, возможно гипертрофировать. Хорошо ещё работает метод ассоциаций, чтобы выразить в дизайне мысль не напрямую, а через образы, ассоциирующиеся с этой мыслью. Это позволяет сделать дизайн оригинальнее. Ну и просто смотреть на работы профессионалов очень полезно. Это развивает вкус, позволяет понять, хотя бы, какие работы впечатляют, выглядят эффектно и профессионально, а какие нет. Часто у новичков есть проблема с самооценкой в том, что их работа кажется им просто мировым шедевром, хотя на самом деле до профессионализма ещё ой как далеко. Это не значит, что надо считать себя бездарностью, на любом этапе человек делает то, что может, и это здорово. Просто чтобы был прогресс, нужно уметь видеть разницу, понимать, что такое профессионализм и к чему стремиться.