Проблема абортирования и её религиозно-нравственная оценка (в рамках авраамических религий = иудаизм, христианство, ислам), пожалуй одна из самых животрепещущих.
Я оставляю проблему "почему и как" это совершают люди, а
хочу рассмотреть проблему - "одушевление" зарождающегося плода, а следовательно и проблему "зарождение" жизни.
Дело в том, что четкого и кристально-ясного ответа в христианстве просто нет, поскольку Откровение умалчивает об этом (к сожалению, в вопросе образа происхождения души не было достигнуто такой степени ясности, как в вопросе времени её происхождения).
Сам термин "душа", хотя и стоящая достаточно близко к ветхозаветному nephes и ruah употребляется ап. Павлом (ученик фарисея Гамалиила)
в четырех смыслах: а) индивидуальная жизнь (в отличие от жизни вообще); б) личность; в) сама душа, как "нечто" отличное от тела; г) чувственная жизнь в отличие от жизни духовной.
Естественно, редкие пытливые умы древнего мира не могли обойти стороной этот вопрос, в силу чего ещё в древности было предложено несколько вариантов решения: а) мнение о предсуществовании душ (Ориген, Немесий Эмесский); б) мнение о творении душ из "ничего" (креационизм); и в) мнение о рождении душ от душ родителей (ещё называют традуционизмом или генерационизмом). Последнее, заслуживает большее внимание поскольку божественное "плодитесь и размножайтесь", подразумевает творческую способность людей производить на свет подобных себе людей (свт. Филарет Московский).
"Идея о том, что души творятся "постепенно, по мере образования телесных организмов", встречается у подавляющего большинства святых отцов. При этом, как заметил ещё блж. Августин († 430), если отвергнуть совершенно традуционизм, то в таком случае непонятно, каким образом первородный грех передаётся от Адама его потомкам. Аналогичную оговорку делает и свт. Лев Великий († 461), когда говорит, что кафолическая вера "исповедует, что каждый человек по своему телу и душе образуется и одушевляется в матерней утробе Творцом всяческих, так, впрочем, что остаётся зараза греха и смерти, переходящая от прародителя на потомство".
Таким образом, мы приходим к двойному противоречию, на которое указывал ещё свт. Григорий Двоеслов († 604): "Если душа рождается от субстанции Адама, то почему же она и не умирает вместе с плотью? А если вместе с плотью не рождается, то почему она в этой заимствованной от Адама плоти и подчинена грехам?" Блж. Иероним Стридонский († 420), говорит, что "Бог постоянно творит души". При этом блж. Иероним, как и блж. Августин, отвергает укор приверженцев строгого традуционизма креационистам в том, что, если Бог творит души во время зачатия, то это в случае прелюбодеяния или кровосмешения недостойно Бога: "...рождение от прелюбодеяния – вина не того, кто родится, но того, кто рождает". Немесий Эмесский, указывая
Решение проблемы кроется в решении вопроса, смысл которого в следующем: Как от смертных тел может родится - бессмертное (душа)? Ведь ещё апостол Павел указывает на внутренний антагонизм между плотью и душой, душой (душевностью) и духом. Тем более, что в отличие от сложного тела, душа "проста и неделима".
Очевидно, что матери рождают всего человека, а не какую-то его часть.
"Ведь такое тело, будучи сложным и делимым (Ева, например, взята из ребра Адама), совсем не предназначено для тления. Следовательно, оно пример существа сложного и делимого, но при этом чуждого тления. И поэтому предположение традуционизма, вступив в логическое противоречие с простотой души, само по себе не приводит ещё к выводу о разрушимости или тленности субстанции души. Более того, указанное противоречие с простотой души может быть снято "смягчением" строгого традуционизма, т.е. признанием особенного божественного действия при зачатии нового человека – такого действия, которое и творит новую душу из душ родителей. Так, при допущении действия Божия, творящего новую душу из душ смертных родителей, становится возможным произойти от них новой бессмертной душе. Объяснимым также становится и то, почему родители не чувствуют себя (и не являются в полном смысле слова) родителями собственно души ребёнка, но только его тела. Другое дело, что так сказать технически "механизм творения" души или её происхождения остается за скобками. Причем целостность человека нисколько не страдает от того, что элементы образующие это единство по своей внутренней сути (логосу) остаются разнородными.
Итак, человек не творит душу другого человека, хотя и принимает в этом... самое непосредственное участие :)
А следовательно и не имеем Право прерывать её жизнь!
Целостность человека обусловлено единовременным наличием в нем (в нашем случае - утроба материнская) тела и души, в формировании (тела) которого принимают участие двое родителей, а душа творится неведомым образом, однако при непосредственном участии Бога.
Так, во 2-м правиле 1-го канонического послания к Амфилохию свт. Василий Великий († 379) писал: "Умышленно погубившая в себе зачатый плод подлежит наказанию за убийство. А образовался ли или ещё не образовался плод, сие не разыскивается у нас в точности. Ибо виновная наказывается в этом случае не только за плод, который бы она родила, но и за злоумышление против самой себя; потому что женщины всего чаще умирают от таковых покушений. К сему же присоединяется и истребление зачатого плода – это, по умышлению отваживающихся на сие, другое убийство. Впрочем, время покаяния их не должно продолжать до смерти, но надобно принимать их по истечении десяти лет, уврачевание же определять не временем, но образом покаяния".
Таким образом, умышленные аборты на любой стадии развития плода или человеческие манипуляции, приводящие к гибели человеческих зародышей, являются грехом убийства. Осуждению подпадают и случаи, когда производятся манипуляции с риском для жизни эмбрионов, ибо смерть эмбриона в данном случае будет означать неумышленное убийство, которое также недопустимо. Отсюда становится ясной справедливость "Заявления Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московской Патриархии Русской Православной Церкви "Христианское отношение к экстракорпоральному оплодотворению", назвавшее ЭКО во всех его вариациях грехом. Кроме того, примером недопустимых манипуляций является и так называемое терапевтическое клонирование, при котором человеческие зародыши образуют ради стволовых клеток, необходимых для восстановления определённого органа пациента, и после их извлечения зародыш гибнет. Могут быть и другие подобные случаи манипуляций с человеческими зародышами, приводящие к их смерти. Все такие манипуляции – недопустимы.