Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

К чему привело ЕГЭ?

полное обесчеловечивание реальных знаний, отсутствие греха и стыда? Это рынок, т.е. реальный результат?
ОбществоОбразование+2
Анонимный вопрос
Что было бы, если...?
  · 2,6 K
Лучший
Философия. Психология. История  · 8 нояб 2021  · proza.ru/avtor/mariagruz2020
ЕГЭ "убил" классический вариант всестороннего общего образования с упором на мировоззренческие дисциплины: история, литература, обществознание, иностранный язык, физика, биология, химия. Поскольку перечисленные предметы не входят в разряд обязательных, то школьник уже с 6-го класса, под давлением родителей делающий выбор в пользу, например, медицинского вуза, просто перестает интересоваться всеми историями-литературами, поскольку в приоритете химия и биология. Обязательные русский язык и математика погоды не делают, да и в любом случае, не дают без сопутствующих литературы-истории-физики тот фундаментальный уровень знаний, который способен воспитывать и формировать ценностные иерархии и убеждения помимо стандартных товарно-денежных и гедонистических. Классический вариант образования-воспитания всесторонне развитого человека превалировал в образовательных системах имперской, дореволюционной России и во многом - в советской общеобразовательной школе. Да, современный рынок труда с его энерго- и когнитивно-затратными профессиями, требующими огромного объема узкоспециализированных знаний в области техники и технологий, инженерии, материаловедений и сопряженных с ними математик-физик-химий не оставляет времени на развивающие и воспитывающие науки. Просто ресурса мозга может не хватить на одновременное вникание во всё и сразу. И в школе начиная с 6-го, максимум с 7-го класса начинается подспудная, а позднее - методичная ориентация подростка на будущую профессию. Или, по меньшей мере, поощряется интерес к определенной группе предметов, более глубокое изучение которых може сыграть положительную роль и в школьных, и в олимпиадных достижениях. Потому круглым отличником и золотомедалистом быть на самом деле очено трудно в современных условиях, где царствует его величество узкая специализация и практический подход к выбору будущей профессии.
ЕГЭ - это поклон специалисту узкого профиля. Это выбор в пользу человека-экономиста, человека-бухгалтера, человека-программиста, инженера, психолога и тд. С 10 класса начинается плотная работа по натаскиваниям и олимпиадам; все, что было наработано раньше по общеразвивающим дисциплинам спокойной растворяется в подвалах памяти.
Обычно считается, что все это плохо. Что на выходе человек остается каким-то усеченным с точки зрения морали и восприятия духовных, нравственных ценностей. Что нигилизм по отношению к несвоим предметам автоматически подрывает ценностную базу и интерес к саморазвитию, раскрытию лучших человеческих качеств.
На самом деле не все так просто и плохо. Да, объемы знаний по ряду популярных направлений высшего образования "зашкаливает" и, чтобы освоить профессиональный уровень, нужно на самом деле по максимуму вкладываться в процесс освоения этих колоссальных объемов. Это не легко, и делает вчерашнего поверхностного школяра серьезным, трудолюбивым (в рамках своей направленности), ответственным человеком. Тоже своеобразный воспитательные процесс.
В ЕГЭ есть еще один существенный плюс. Это на самом деле система, оптимально способствующая реализации выпускника в избранном направлении и обеспечивающая равенство для всех без исключения абитуриентов. Всё в соответствии с Конституцией, основными принципами нашей государственности. Результат ЕГЭ - только на совести самого экзаменующегося. Хорошо, упорно трудился, вникал, решал, изучал, работал с хорошими репетиторами, - получил свои 80-90 баллов. Отлынивал, бездельничал, - результат - 40-50 баллов. Честно и справделиво. Если бы у меня был выбор - учиться в советской общеобразовательной и развивающе-воспитывающей школе или современной, профессионально-ориентирующей, при всех проблемах последней я выбрала бы современную. Просто потому что справделиво и у тебя есть шанс поступать хоть в родной вуз, хоть в любой Московский суперрейтинговый или на Дальний восток махнуть. Абитуриент сейчас чувствует себя уверенно и стабильно - если он потрудился упорно и с включением всех своих когнитивных и физических ресурсов и резервов, включая время. Потому если сегодня провести опрос вчерашних абитуриентов, они почти все 100% - только за ЕГЭ и категорически против учета школьной успеваемости (по непрофильным предметам) и местечковых экзаменов с зевающими голодными доцентами.
Тот факт, что ЕГЭ снизил коррупционную нагрузку вузов для меня лично очевиден. В доегеэшную эпоху это была повальная проблема особенно в бедных или стагнирующих вузах, коих в 90-е годы расплодилось невероятное количество, причем большинство - с государственной аккредитацией. Уважающие себя вузы конечно боролись с взяточными схемами своими силами, но на это тоже требовался дополнительный ресурс.
Но при всех радостях и равностях со справедливостями, проблема получения на выходе ограниченного специалиста с мозгами-заточками только на своё и полным отсутствием интереса к общеразвивающим, культуро-развивающим системам знаний, - это не совсем позитивное явление человеческой эволюции. Но ведь даже если вспомнить советскую школу, там тоже не все получалось с воспитанием высоких нравственных и культурных качеств. Был и обратный эффект. Поскольку, если бы расхваленное советское образование реально добивалось бы результатов в деле воспитания высокоморальных, интеллектуально-развитых коллективистов и патриотов, то у нас некому было бы разваливать СССР в 1991 году.
И все же, несмотря на все противоречия советской системы образования, она создавала почву для всестороннего развития: в то время стать творческой, всесторонней личностью, живо и с блеском в глазах интересующейся множеством разнообразных наук и техник, читающей и философствующей по поводу прочитанного, - все это было проще, легче. Сейчас для реализации этих целей нужны колоссальные усилия и не факт, что тебя в этом деле кто-то поддержит. Хотя любая система стремится к оптимальности и вероятно, когда-то эта проблема тоже будет решена. Пока она решается только личным человеческим выбором. Скорее вопреки обстоятельствам чем благодаря им.
Благодарю за высокую оценку, Александр. 
Специалист по развитию производственных систем, инженер, дизайнер, фотограф, путешественни...  · 8 нояб 2021
ЕГЭ учит самому "важному" навыку или умению, называйте как хотите, в современном обществе - умению угадывать и приспосабливаться. Угадал - значит "поймал тренд", как теперь говорят. А быть в тренде, значит быть на волне успеха, карьеры и почитания. А знания, да кому они нужны? Ведь есть Google, который "всё знает". Не дай Бог люди снова начнут думать - это же смерти... Читать далее
Учитель истории и английского, если есть любые вопросы связанные с английским обращайтесь  · 9 нояб 2021
Вы как то в кучу всего спросили обо всем, что так и порывает ответить вам - 42. меньше давайте истерик и больше реализма. альтернативы узконаправленным экзаменам, на сегодняшней практике, нет. Время когда можно и важно было быть мастером спорта по всем видам спорта и знать ничего обо всем, прошло. Прошло и время, когда получение высшего образования было чем-то экстраорд... Читать далее