Как устроено ранжирование
Поисковая выдача — это не просто список ссылок и сниппетов, а результат сложной работы алгоритмов. Чтобы результаты максимально полно отвечали на запрос пользователя, алгоритмы Поиска проверяют не только соответствие страницы поисковому запросу пользователя, но и множество других факторов, например качество и безопасность сайта, а также то, насколько интернет-магазин решает задачу покупателя.
На позиции сайта и страниц его ассортимента в поисковой выдаче влияют как общие факторы, так и специфические — которые играют важную роль для определённой индустрии или тематики.
Интернет-магазины, которые работают над качеством сайта, контента и своего предложения и заботятся об аудитории, с большей вероятностью смогут показаться по запросу пользователя.
К общим факторам относятся:
Качество сайта. Алгоритмы Яндекса оценивают качество контента и дизайн сайта. Актуальные и подробные описания товара и его возможностей помогут ответить на вопросы пользователей. Не меньшую роль играет интуитивно понятный интерфейс, который помогает пользователю быстрее решить задачу — совершить заказ. Например, отсутствие «Корзины» на сайте, неработающая либо сложная форма регистрации или оформления заказа — всё это может влиять на отображение товаров и сайта интернет-магазина в Поиске по ecom-запросам.
Безопасность. Если сайт содержит вирусы или другие угрозы для пользовательских данных, это может негативно сказаться на его позициях. Роботы Яндекса ежедневно проверяют сайт и сообщают о возможных проблемах — важно не пропускать эти предупреждения и своевременно реагировать на них.
Удобство для пользователей. Исчерпывающая и актуальная информация о товаре и удобное взаимодействие с сайтом помогают приводить пользователей к целевому действию. Также важно, чтобы сайт был адаптирован под разные устройства.
Польза. Поисковые алгоритмы стремятся отбирать страницы именно с теми предложениями, которые могут быть нужны пользователям. Для этого используется множество факторов, в том числе поведение посетителей. Так, при подборе подходящих страниц для выдачи играет роль, например, сколько времени люди проводят на странице товара и совершают ли в итоге целевые действия.
Что сделать, чтобы ваши предложения могли появиться в товарных блоках
- Проверяйте, можно ли положить товар в «Корзину», а также корректно ли работают страницы оформления заказа и его оплаты.
- Следите за актуальностью ассортимента и его описания.
- Размещайте на сайте и передавайте через Яндекс Товары актуальные способы доставки во всех регионах, где вы работаете. Например, самовывоз, курьер, пункт выдачи. Обязательно уточняйте, в каких регионах доступен каждый из вариантов.
- Изучайте опыт конкурентов. Следите за конкурентоспособностью цен, запускайте акции и распродажи и передавайте данные о них в Поиск.
- Улучшайте пользовательский опыт, чтобы оформить покупку на сайте было просто:
- Оптимизируйте изображения и постарайтесь сократить вес страниц, чтобы ускорить загрузку сайта
- Убедитесь, что сайт корректно отображается на смартфонах
- Упростите процесс оформления заказа. Оставьте только необходимые поля, настройте сохранение данных после предыдущих покупок, чтобы постоянные клиенты не вводили информацию повторно, или добавьте возможность сделать заказ без регистрации
- Заботьтесь о сервисе. Добавьте разные варианты оплаты заказа, возможность примерить или проверить товар до покупки, продумайте гибкие условия доставки, а также подключите рассрочку или оплату частями.
- Передавайте качественные изображения товара с помощью микроразметки на сайте и товарных фидов, чтобы привлечь и удержать внимание потенциальных покупателей.
- Создайте релевантное описание и название товара, чтобы они отражали суть и ключевые преимущества и покупатель сделал выбор в пользу вашего магазина.
- Улучшайте микроразметку и индексацию. Чтобы в товарных блоках в Поиске показывалась корректная информация о ваших товарах, настройте микроразметку на страницах товаров на сайте. Подробнее о микроразметке — в Справке, в разделе Schema.org.
- Используйте инструменты Яндекс Товаров. Передавайте информацию об ассортименте с помощью товарных фидов, проверяйте наличие ошибок в них, добавляйте информацию о способах доставки и оплаты частями и анализируйте качество трафика. Подробнее о работе с товарными фидами — в Справке.
- Регулярно обновляйте фид. Добавляйте новые товары и удаляйте те, которых нет в наличии, а также синхронизируйте цену, наличие, описание и изображения с данными на сайте.
- Обогащайте сниппеты страниц товаров в Поиске. Передавайте изображения и расширенное описание товара в фидах, а также заполняйте информацию о магазине в Яндекс Товарах.
- Работайте над репутацией магазина. Собирайте отзывы, оперативно реагируйте на негативные комментарии и получайте как можно больше положительных отзывов.
Чек-лист, который поможет убедиться, что вы учли основные рекомендации
✅ Фид загружен в Яндекс Товары и соответствует техническим требованиям
✅ Фид обновлён, содержит актуальную информацию об ассортименте, в том числе цена на товар на сайте совпадает с ценой, переданной в товарном фиде
✅ Описание и название товаров уникальны, детализированы, включают ключевые слова
✅ Микроразметка добавлена на страницы товаров на сайте интернет-магазина, и вы проверили её корректность. Это можно сделать в Яндекс Товарах — в разделе «Товары», на вкладках «Все товарыβ» и «Микроразметкаβ»
✅ В Яндекс Товарах заполнены способы доставки для каждого региона, в котором можно оформить заказ
✅ Регионы, в которые вы доставляете заказы, указаны в Яндекс Товарах корректно
✅ Сайт загружается быстро и адаптирован под мобильные устройства
✅ Можно оформить заказ без регистрации на сайте или авторизация максимально упрощена
✅ У интернет-магазина хорошая репутация: положительные отзывы и высокий рейтинг
Что изменилось в ранжировании интернет-магазинов в 2025 году
Мы работаем над улучшением релевантности выдачи и повышением качества пользовательского опыта для решения задач, связанных с покупкой. Вот какие шаги были сделаны в этом направлении за последнее время.
Улучшили релевантность и повысили качество поисковой выдачи
Теперь магазины, которые заботятся о пользователях, следят за наличием товаров и контентом на сайте, будут с большей вероятностью получать дополнительные переходы, которые смогут конвертироваться в продажи.
В результате изменений количество выдач, в которых некорректно определялись задачи пользователя, наличие товаров или регион, сократилось в 3 раза.
Начали учитывать вероятность конверсии на сайте
Благодаря появлению качественных больших языковых моделей (LLM) мы научились обрабатывать сессии пользователей по логам в офлайне и распознавать сложные паттерны поведения, когда человек сначала просматривает информационные сайты, потом переходит к выбору товара и магазина, а после покупки ищет сопутствующие товары и услуги.
A/B-тесты показали, что внедрение предсказаний конверсий позволило увеличить количество заказов через Поиск на 15%.