10 апр
2025
Как люди планируют путешествия и что влияет на их выбор: тренды и рекомендации для роста продаж
Отдых и туризм: тренды поведения аудитории и рекомендации для роста продаж
Туристическая индустрия — это одна из сфер, где особенно заметно, как меняется поведение аудитории. В 2024 году количество поездок по России достигло рекордного уровня за последние 23 года и составило 90 млн, а число иностранных туристов, по данным АТОР, увеличилось в 2,3 раза по сравнению с 2023 годом.
Начало 2025 года обозначилось ростом интереса к турам по России: он вырос на 12% в первом квартале 2025 года по сравнению с прошлым годом.
На каких данных основываемся
Чтобы сформировать ключевые тренды сферы туризма и подготовить рекомендации, мы опирались на несколько источников:
- Данные онлайн-опроса Яндекса на access-панели. Активные интернет-пользователи в возрасте 18–64 лет из городов России с населением 100 000+, которые путешествовали летом — осенью 2024 года или планируют путешествовать летом — осенью 2025 года. 1 361 человек. Опрос проводили в марте 2025 года.
- Данные Яндекса по поисковому поведению пользователей за 2024–2025 год.
- Данные из внешних профильных источников или исследований, которые находятся в открытом доступе или на которые получено разрешение для публикации.
Как путешествуют в 2025 году: тренды отрасли
География поездок расширяется, а вместе с ней растёт популярность путешествий по России
Любители путешествий открывают для себя новые туристические направления. Так, в 2024 году пользователи Яндекс Путешествий посетили на 32% больше городов, чем годом ранее. Из более чем 3 000 городов 900 посетили впервые.
Какие регионы пользователи начали чаще искать по сравнению с прошлым годом:
- +41% — Дагестан
- +27% — Калининградская область
- +26% — Карелия
- +26% — Сахалинская область
- +22% — Камчатский край
- +22% — Амурская область
На отдых отправляются всё чаще и независимо от сезона
К началу 2025 года количество туристов, которые путешествуют в разное время года, увеличилось. Причём пользователи отправляются как в длительные туры, так и в короткие поездки.
Данные онлайн-опроса Яндекса на access-панели, март 2025 года. * Включая поездки на 1–2 дня, сравнение с опросом за март 2024 года
Снековые (короткие и целенаправленные) путешествия — один из трендов индустрии. Количество запросов, связанных с поездками на 1–3 дня, выросло на 7% в первом квартале 2025 года по сравнению с аналогичным периодом в 2024-м. По данным Яндекса, каждый четвёртый планирует совершить поездку до 3 дней этим летом или осенью.
В зависимости от длительности путешествия пользователи выбирают разные направления:
- На 1–3 дня чаще едут в Нижний Новгород, Волгоград, Москву и область
- На 4–7 дней — в Санкт-Петербург, Карелию или по Золотому кольцу
- На 8–14 дней — на Кавказ, в Крым и Краснодарский край
Данные онлайн-опроса Яндекса на access-панели, март 2025 года. Предполагался множественный выбор ответов
Региональные достопримечательности — новые центры притяжения туристов
Интерес к экскурсиям активно растёт: по данным поиска Яндекса, в первом квартале 2025 года количество запросов выросло на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Число респондентов, которые были в экскурсионных турах прошлым летом или осенью, сравнялось с количеством тех, кто был в пляжном отдыхе.
Данные онлайн-опроса Яндекса на access-панели, март 2025 г.
Данные онлайн-опроса Яндекса на access-панели, март 2025 г.
Ещё один тренд — необычные туры. По данным поиска Яндекса, в первом квартале 2025 года заметно вырос интерес к свадебным (+51%), городским (+38%) и походным турам (+30%).
Любая поездка требует подготовки — и она занимает время
Поиск — отправная точка при подготовке к путешествиям. Пользователи начинают искать информацию по теме, прерываются и возвращаются к поиску вновь спустя время.
26 дней в среднем проходит от первого запроса до первой конверсии. Активный поиск занимает 7,2 дня. За это время пользователь задаёт три запроса. В среднем перед конверсией посещают два сайта.
При этом треть людей бронируют тур за несколько месяцев до поездки, показал онлайн-опрос Яндекса.
Данные онлайн-опроса Яндекса на access-панели, март 2025 г. Q: Когда вы купили, планируете купить пакетный тур у туристического оператора для поездки летом, осенью?
Данные онлайн-опроса Яндекса на access-панели, март 2025 г. Q: Когда вы забронировали, планируете забронировать отель или гостиницу для поездки летом, осенью?
Аудитория выбирает удобные способы покупки туров и обращает внимание на бренд
66% участников опроса Яндекса назвали бренд отеля, авиакомпании, туристического агентства или сервиса важным фактором выбора услуг. У 56% есть любимый сервис с услугами для путешествий.
53% пользователей начинали поиск с брендовых запросов, по данным Яндекса за первый квартал 2025 года.
К марту 2025 года доля путешественников, у которых есть любимые туристические операторы или сервисы, выросла на 6 п. п. При этом 45% бронируют туры через сервисы-агрегаторы.
Похожая ситуация с бронированием жилья: на 9 п. п. больше тех, у кого есть любимый сервис. 16% выбирают для брони сервисы банков.
Если говорить о покупке авиабилетов, то почти каждый четвёртый (22%) выбирает для этого сервисы банков. А доля путешественников, у которых есть любимые сервисы бронирования авиабилетов, выросла на 6 п. п.
Как travel-брендам стать ближе к клиентам в 2025 году
Увеличивайте количество точек контакта с аудиторией
Используйте медийную рекламу и перфоманс-продвижение, чтобы привлечь внимание новых клиентов и оставаться на связи с текущей аудиторией. В индустрии путешествий в кампаниях, где используется микс из медийной рекламы и перфоманса, CPA ниже на 12%.
Создавайте контент, который отвечает на вопросы пользователей на разных этапах планирования путешествия, и дистрибутируйте его с помощью ПромоСтраниц.
Адаптируйте сообщения под интересы и привычки конкретных пользователей
Пользователям удобны разные способы бронирования жилья. Обеспечьте присутствие своих предложений в течение всего цикла принятия решения. Сделать это помогут умные стратегии медийной рекламы. С ними вы сможете решать любые задачи — от роста брендовых метрик и поискового интереса до увеличения посещаемости и продаж.
Рассказывайте о турах или выгодных условиях бронирования на максимально заметных позициях — с помощью медийных премиум-форматов. Выбирайте, где появится ваша реклама, — под поисковой строкой, на популярных площадках Яндекса и партнёров или прямо в Поиске. Протестировать премиальные форматы на особых условиях и выбрать наиболее эффективные из них поможет пакет «Начинающий»: с ним стоимость размещения и количество показов будут снижены вдвое.
Обратиться с адаптированными предложениями к людям с определёнными интересами или привычками поможет и перфоманс-продвижение. Запускайте кампании в Мастере кампаний или Единой перфоманс-кампании с таргетингом по интересам и привычкам пользователей. Так вы сможете добавить в настройках сайты, организации, приложения, которые посещает ваша аудитория, или темы, которыми она интересуется, чтобы показывать актуальные предложения тем, кто ищет ваши услуги в данный момент или последние несколько дней. Например, сообщать о распродаже туров тем пользователям, которые сейчас собираются в отпуск: ищут товары для отдыха, услуги для путешествий или читают статьи про путешествия. Подробнее об этой настройке читайте в Справке.
Если ваша специализация — продажа туров, разнообразьте варианты для поездок на выходные. Сосредоточьтесь на направлениях, легко доступных из вашего региона, и подсвечивайте их в рекламной коммуникации.
Создавайте сегменты клиентов, которые путешествовали в разные сезоны, и предлагайте скидки на комплексные туры.
Выстраивайте длительную коммуникацию, чтобы быть рядом в момент принятия решения
Активный поиск отелей длится неделю, бронирование осуществляется через месяц. Напомнить пользователям о ваших предложениях и рассказать уже заинтересованной аудиторию об акциях поможет ретаргетинг.
Если вы запустили медийную кампанию, используйте её аудиторию для перфоманс-продвижения. Создавайте сегменты из пользователей, которые видели медийную рекламу, и запустите в Директе Единую перфоманс-кампанию с показами в РСЯ с условием ретаргетинга на этот сегмент.
С помощью ретаргетинга вы также можете напоминать о своих предложениях пользователям, которые:
- Совершали определённые действия на вашем сайте, например просматривали страницу с каталогом туров, но не оформили заявку
- Уже приобретали ваши услуги ранее, или тем, кто похож на этих пользователей
Подробнее о том, как эффективно использовать ретаргетинг, рассказали в статье.
В перфоманс-кампаниях используйте конверсионные стратегии и оптимизацию на несколько целей бизнеса. Это особенно полезно, если в кампании есть несколько одинаково важных для бизнеса целей, например заявка на расчёт стоимости тура и звонок. Оптимизация по всем целям позволит привлекать пользователей, которые могут достичь любой из них.
Также рекомендуем использовать этот подход, если у вас есть воронка конверсий. В кампаниях с ключевой целью и шагами на пути к ней оптимизация по нескольким целям даст стратегии больше данных для обучения. Это поможет ей определить, какие действия ведут к главной цели, а вам — привлекать больше потенциальных клиентов.
Теперь выбрать несколько целей можно и в стратегии «Максимум конверсий» с оптимизацией по цене конверсии. Подробнее — в новости.
Используйте в кампаниях разные типы объявлений
В Единой-перфоманс кампании настраивайте текстово-графические объявления с информацией о компании, товарные объявления — для конкретных предложений, а также объявления для страниц каталога — для подборок, например туров в одном направлении или в один период. Подробнее о том, как настроить страницы каталога для категории услуг и других предложений, читайте в статье. Добавляйте в объявления дополнительные элементы, такие как быстрые ссылки, уточнения и промоакции, — они делают объявления информативнее.
Используйте нейрообъявленияβ, чтобы разнообразить свои объявления. Они помогут охватить потенциальных клиентов, которые ещё не взаимодействовали с вашими предложениями. Такие объявления создаются на основе контента вашего сайта с помощью нового поколения Нейротехнологий Яндекс Рекламы и позволяют быстро протестировать гипотезы об эффективности различных сообщений. Больше деталей вы найдёте в новости.
Коротко о главном
- В 2024 году количество поездок по России достигло рекордного уровня, и интерес к турам по стране продолжает расти.
- География поездок расширяется, а сезон играет всё меньшую роль. Аудитория открывает для себя новые направления и планирует как длительные туры, так и короткие поездки.
- Экскурсии и возможность увидеть региональные достопримечательности — важные драйверы travel-рынка. В 2024 году популярность экскурсионных туров достигла уровня пляжного отдыха.
- Бренд играет важную роль при выборе сервисов бронирования. Половина пользователей начинают поиск с названия конкретного отеля, авиакомпании, туристического агентства или сервиса.