Как это устроено: мобильные автозаправщики Яндекс.Драйва

Сейчас на улицах Москвы, Санкт-Петербурга и Казани больше двенадцати тысяч автомобилей Яндекс.Драйва. Практически все автомобили, доступные в приложении, заправлены — топлива в баке хватит, чтобы добраться в любую точку в пределах зоны завершения аренды, даже если это другой конец города. В этом посте мы расскажем, как Драйв заправляет машины.

В каршеринге существуют два подхода к заправке машин. Первый подход предполагает, что за заправку отвечает пользователь. Если в пути загорелась лампочка, нужно заехать на АЗС и пополнить запас топлива. Завершать аренду с пустым баком нельзя: за это могут оштрафовать. Такой подход удобен каршерингам, но не очень удобен пользователям, которым приходится тратить время на заправку.

Алина Ковалевич, 
руководитель службы доставки топлива:


Один из популярных сценариев использования каршеринга — короткие поездки по центру города, где дорогие парковки. При этом заправить машину в центре — целый квест. Например, в Москве в пределах Садового кольца всего одна действующая АЗС, на Котельнической набережной. Если отправляться из центра на поиски бензина, то поездка, которая в обычных условиях заняла бы максимум 10–15 минут, может растянуться на полчаса и даже больше.

В Яндекс.Драйве используется второй подход — когда ответственность за заправку берёт на себя каршеринговый сервис. Штрафов за пустой бак в Драйве нет. Если в машине после завершения аренды осталось мало бензина, запас топлива пополнит заправочная служба. Пользователь, который арендует машину следующим, получит уже заправленный автомобиль. Визит на АЗС может потребоваться только в одном случае: когда машину берут для дальней поездки, например в область и обратно.

Заправщики снаружи и внутри

Мобильные автозаправщики работают в Яндекс.Драйве с момента запуска сервиса. Сначала заправку выполняла сторонняя компания — она обслуживала только часть парка. Прошлым летом Драйв купил заправочный сервис «Топливо в бак» и на его основе создал собственную службу доставки топлива.

Бензин машинам Яндекс.Драйва привозят мобильные автозаправщики. Они мало похожи на гигантские оранжевые бензовозы, которые можно встретить на дорогах. Автозаправщик обслуживает автомобили, оставленные на уличных парковках и во дворах, поэтому он должен быть компактным и маневренным. На эту роль идеально подходят городские минивэны: Citroën Berlingo, Lada Largus, Renault Dokker, Volkswagen Caddy. За небольшие размеры их называют «бензовозиками».

В Драйве используются минивэны в грузовом исполнении — вместо задних сидений у них отсек для перевозки грузов. В отсеке установлен топливный бак на 330 литров.

Алина Ковалевич, 
руководитель службы доставки топлива:


Бензин считается опасным грузом, но только если его больше 333 литров. Опасные грузы перевозят по особым правилам: нужно оборудовать машину предупреждающими знаками и мигалками и заранее согласовать маршрут с ГИБДД. У наших заправщиков бак меньше, поэтому на них это не распространяется. Они могут ездить по городу как обычные автомобили.

Автозаправщики перевозят бензин со всеми мерами предосторожности. Помимо обязательного огнетушителя, в каждой машине есть ловушки, с помощью которых можно быстро собрать пролитое топливо. При этом система хранения и подачи топлива сконструирована так, чтобы минимизировать вероятность утечки. Водители автозаправщиков регулярно проходят инструктажи по пожарной безопасности. Само собой, им строжайше запрещено курить — не только в автомобиле, но и в радиусе 15 метров от него. С теми, кто нарушил запрет, сразу расстаются.

Как проходит заправка

Все технические службы Драйва используют специальное сервисное приложение. В нём собрана разнообразная информация о каршеринговых автомобилях. Служба заправки с помощью приложения отслеживает уровень топлива в машинах. Данные поступают от датчиков в бензобаке и обновляются в режиме реального времени.

Если автомобиль нуждается в заправке, заправщик бронирует его через сервисное приложение. На время, пока действует бронь, машина становится недоступной для пользователей. Максимальный срок брони — один час. За это время «бензовозик» должен добраться до автомобиля и залить в него топливо. Фактически заправщики управляются гораздо быстрее: за один час они успевают заправить не одну, а несколько машин. Когда заправка завершена, бронь снимается.

Алина Ковалевич, 
руководитель службы доставки топлива:


Самое сложное в работе водителя мобильного заправщика — парковка. Нужно поставить автомобиль так, чтобы, с одной стороны, не мешать движению, а с другой, беспрепятственно произвести заправку. Среди наших водителей много бывших транспортных курьеров: они хорошо знают город и умеют правильно парковаться даже в непростой дорожной обстановке.

Подъезжать к заправляемому автомобилю вплотную необязательно. Длина шланга мобильного автозаправщика — 10–12 метров. Шланг намотан на катушку, примерно как электропровод у бытового пылесоса. Даже если заправщик стоит поодаль, водитель всегда может вытянуть шланг и заправить машину.

Мобильные автозаправщики пополняют запасы бензина на городских АЗС, с которыми у Яндекс.Драйва заключён договор. Служба заправки постоянно следит за качеством топлива. Его подтверждают документами и сертификатами — их предоставляет АЗС, — а также собственными проверками. Многие автомобили Драйва можно заправлять 92-м бензином, но по факту используется 95-й — чтобы продлить срок службы машин. В автомобили премиум-класса заливают 98-й.

Люди и алгоритмы

Чтобы «бензовозик» за единицу времени мог заправить как можно больше машин, нужно проложить для него оптимальный маршрут. Алгоритм, который строит маршруты, учитывает десятки факторов. Это не только загруженность дорог, но и местоположение автомобилей, уровень топлива, спрос и так далее.

Все водители автозаправщиков перед тем, как приступить к работе, осваивают онлайн-курс. Затем они отрабатывают знания на практике: учатся парковаться и заправлять автомобили на тренировочной площадке. После этого водитель-стажёр отправляется на смену с опытным коллегой: сначала наблюдает за его работой, а потом сам заправляет машины под его присмотром.

Алина Ковалевич, 
руководитель службы доставки топлива:


В начале мы думали, что процесс заправки очевиден — мол, водители сами разберутся, как лучше. Со временем оказалось, что никакой системы в действиях заправщиков нет: они каждый раз заправляли машину по-разному, суетились и вообще делали много лишних движений. Чтобы разобраться, мы пригласили водителей на тренировочную площадку и попросили сымитировать заправку: подъехать, припарковаться, вставить шланг и так далее. Весь процесс снимали на видео и засекали время. Так мы выяснили, что некоторые водители тратят на заправку десять минут и больше. После этого мы проанализировали записи и сели разрабатывать пошаговую инструкцию. В ней чётко описано, какие действия и в какой последовательности нужно совершать. Благодаря инструкции удалось сократить время заправки автомобиля до двух минут и увеличить суточное количество заправок с 75 до 140.

Сейчас в службе доставки топлива работают 30 мобильных заправщиков. Они доставляют бензин всему автопарку и выполняют за месяц около 120 тысяч заправок. В любой момент времени на весь парк Драйва, в котором больше двенадцати тысяч машин, приходится в максимум пять незаправленных автомобилей — и в них зальют топливо в течение часа. Это означает, что пользователь, выбирая машину, всегда может быть уверен: любой автомобиль заправлен и готов к поездке.

29 комментариев
афигенно! хоть и не пользуюсь каршерингом, читать было очень интересно
Интересно мнение водителей "бензовозиков", насколько опаснее  перевозить 333 а не 330 литров взрывоопасной жидкости? Хотя там наверное берут курьеров-камикадзе из Яеды в качестве повышения по должности — им всё равно. И план, наверняка есть, и штрафы, за опоздание к месту заправки.

Достаточно посчитать 120000 заправок / 30 дней / 30 заправщиков и получается, что заправщик должен выполнить 133 заправки, т.е. 5,5 в час. Учитывая, что нужно время на парковку, раскрутку шланга и саму заправку — летают они по городу будь здоров (ведь иначе штраф).

Есть мнение, что правила ДД придуманы не просто так, и лично я предпочел бы видеть ваши "бензовозики" в боевой раскраске и с лампочками, чтобы держаться от них в потоке подальше.


Обновлено 9 августа 2019, 12:54
Настоящий бензовоз перевозит в сто раз больше. 300 литров в автобус заливают, вы от них тоже шарахаетесь?
chrisking,
иди отсюда, негативщик
Михаил,
да, я за бензовозом и т.п. техникой стараюсь не ехать.
Автобусы перевозят людей, а не бензин, а безопасность отсека с бензином сильно выше, чем в кузове легковушки хотя бы в силу габаритов.
Михаил,
В баке автобуса дизельное топливо, а не бензин.Бак металлический и при ДТП ДТ не воспламеняется от случайной искры.И бак с ДТ при взрыве просто становится круглым.А вот 330 литров в шкуровозке на дороге общественного пользования это уже опасно!!!

chrisking,
Соглашусь, что я бы тоже предпочла бы видеть и знать такие машины на дороге.... что у них 330 "счастья" за спиной.... :)))
Sehr professioneller Blogbeitrag. Respekt. 
Сирано де Бержерак
12 августа 2019, 05:01
Поскольку к техподдержке вашего сервиса обращаться бесполезно, объясните мне, пожалуйста два вещи: 1. как удалить чат из ваших совершенно мне не нужных чатов, стабильно появляющихся на стартовой странице и при поиске 2. какого лешего вообще мне туда приходит спам, если концепция сервиса такова, что сам пользователь начинает диалог с компаниями???
Сирано де Бержерак,
а вы попробуйте всё же в Поддержку поиска написать. 
В целом идея хорошая, ребята развиваются.


А про бензин - он не горит от дымящегося окурка, его можно бензином тушить и ничего не будет, температура воспламенения не та.

Загореться может при поджигание сигареты - открытое пламя.  Но в любом случае лучше не курить при легковоспламеняющихся элементов. Возможно ваши сигареты на столько отличаются от классических, что вы и сами не знаете, что они могут поджечь. Бросайте курить в сигаретах уже нет ничего сигаретного, там лишь внешний вид и куча химии.




maxiwhite,
ты сам химия лол, твое тело это сплошная химическая формула, и да в тебе "химии" куда больше чем пачке сигарет. 
Видел такие бензовозы Яндекса не маркированные) рано или поздно он взорвется или сгорит со спец эффектами, просто вопрос времени.  
Сюда заглядывают сотрудники Драйва? Подскажите по небольшому вопросу, пожалуйста. Коротко о себе:
- возраст: 29 лет
- стаж вождения: >10 лет
- кбм: 0.8
- полное отсутствие штрафов, кредитов, задолженностей по налогам и каких-либо проблем с законом
- наличие аккаунтов в 4-х других каршерингах с 2016 года (во всех, куда подавал заявку на регистрацию, все проходило успешно с первого раза)
- про наличие и подлинность всех документов требуемых при регистрации, думаю, и говорить не стоит
Спустя пару дней после регистрации, еще до совершения первой поездки, приложение пишет: «Доступ отозван по решению службы безопасности». После долгого общения с техподдержкой я понял, что в этом случае помочь они не могут (или не хотят?), даже причину бана не сообщают, поэтому решил разбираться сам.
Прошелся по всевозможным гос.сайтам, где можно проверить наличие штрафов, судимостей и прочего, чтобы выяснить что могло послужить причиной блокировки, но ни один сайт не показал ничего что хоть как-то делает меня ненадежным водителем или гражданином. Во всем этом может убедиться любой, располагающий моими паспортными данными и номером прав (могу предоставить для проверки и готов даже лично явиться в офис). Все (включая сотрудников Яндекса), кому рассказывал об этой ситуации, единогласно сказали, что это какой-то бред. Однако, техподдержка почему-то так не считает и возможности для перепроверки документов не дает. Напишите, пожалуйста, что можно сделать в данной ситуации? Спасибо!
kova.alina2017
Сотрудник Яндекса2 сентября 2019, 11:39
GhostXM,
Добрый день, обратитесь пожалуйста в поддержку Я.Драйва. Спасибо.
kova.alina2017,
Алина,Добрый день.Как можно с вами начать сотрудничество  по присадкам в топливо которая выпускает наша компания ? Наша продукция  способна снизить количество вредных выбросов до 40% и снизить расход топлива до 8%. Учитывая 12 000 автомобилей Яндекс Драйва + несколько тысяч гражданских автомобилей которые вы заправляете ,мы можем значительно улучшить Экологию в городе.Благодарю за ответ.
kova.alina2017,
Человек пишет, "Поддержка помочь не может"
- Получает ответ "обратитесь пожалуйста в поддержку"
Это очень удобно, ненадо самому заправлять авто, да и вообще каршеринг мне кажется дешевле чем свой авто который тем более в кредите. 
Андрей Морозов
17 января 2020, 23:40
👍.
Мевлюд Шабанов
27 января 2020, 12:07
Здравствуйте как к вам можно устроится работать 
Александр Колесников
2 февраля 2020, 19:42
Яндекс, как устроиться к вам заправщиком? И какие условия?
dmitriy.v.maksimov
2 марта 2020, 15:17
Добрый день! Перевозка понятно, вопросов нет. А то, что заправка топливом разрешена в населённых пунктах только на территории стационарно расположенных АЗС? 
есть ли вакансии на работу заправщиком ?
Руслан Насыров
25 марта 2020, 12:58
Хочу устроиться водителем заправщиком, куда обратиться
Нарушаете закон! заправлять автомобиль можно только на АЗС, за заправку автомобиля на улице или в любом другом месте  кроме АЗС предусмотрен штраф! штраф заправщику до 10 тыс.руб. и организации до 700 тыс рублей. 
Потрясающая работа. :)
wuwpanidze@gmail.com
19 октября 2020, 21:55
Добрый день, По правилам противопожарного режима РФ (п.249) заправка на открытых стоянках запрещена. Как решили этот вопрос, есть ли какие то разъяснения МЧС по этому поводу? 
Виктор Кузеванов
28 ноября 2022, 17:57
Какими нормативными документами подтверждена работа вашего сервиса, если это не СП156 и ГОСТ 58404-2019, так как вы видимо себя к передвижным АЗС не относите? Что это за 333 л, разрешенные к перевозке, откуда эта цифра?
Виктор Кузеванов,
333 это из ДОПОГ, но он регламентирует лишь перевозку ОГ.
А вот про сам процесс заправки в компании решили слукавить.
И очень интересно про "не курить в радиусе 15 метров" - про заправщика понятно, а вот про прохожих как-то не очень.
Обновлено 28 мая 2023, 23:12