Контрольная ЧТД: итоги

В выходные 12-13 марта Яндекс провёл интернет-контрольную по математике «Что и требовалось доказать». Контрольную можно было написать за партой одного из вузов-партнёров или в интернете — на yandex.ru/math.

Фото: пресс-служба Уральского федерального университета (УрФУ).

Всего в ЧТД приняли участие 24,4 тысячи человек: среди них не только россияне, но и жители Украины, Казахстана, Беларуси и других стран.

Оценки

Шкала оценок была такой: отлично ставили за девять правильно решённых задач, хорошо — за семь, удовлетворительно — за четыре. Справились с контрольной, то есть получили за неё оценки от тройки до пятёрки, 60% участников ЧТД.

На тройку контрольную решили 27,9%, на четвёрку — 18,9%, а на пятёрку — 13,4% участников. Примерно половина отличников нашли верные решения всех десяти задач. В целом результаты ЧТД немного лучше, чем в прошлом году.

Задачи

Контрольная работа состояла из десяти задач. Самыми простыми оказались первые две — про спицы в колесе и про шредер. Участники ЧТД дали на них правильный ответ примерно в 75% случаев.

Самой сложной стала задача №10 про видеоблогера Оксану — верное решение смогли найти только 13% участников.

Время

На контрольную отводился час, но многие сдали работы на проверку досрочно. В среднем на решение задач участники тратили 35 минут. Те, кто написал работу на отлично, справились ещё быстрее — менее чем за 33 минуты. Участники, получившие тройки, думали в среднем почти 48 минут.

Участники

В ЧТД приняли участие 24 442 человека. Мужчин среди них было примерно на 20% больше, чем женщин. Мужчины написали контрольную чуть лучше — среди них набралось 35% хорошистов и отличников, а среди женщин — 31%. Однако на некоторые задачи больше правильных ответов дали женщины: это задача №5 про фермера Джима и десятая (самая сложная) задача про видеоблогера.

Фото: пресс-служба Иркутского государственного университета (ИГУ).

В контрольной участвовали люди всех возрастов. Самые юные участники — 17 лет и младше — заканчивали контрольную быстрее всех. В среднем они тратили на задания 29 минут. Кроме того, им проще других далась задача №10: 23% из них решили её верно. В этой же возрастной группе самая высокая доля пятёрок — их получили 18% участников. Чуть меньше отличных отметок у пользователей в возрасте от 18 до 24 лет, зато в этой группе меньше всего двоек и больше всего четвёрок.

Среди российских городов-миллионников лучшие результаты продемонстрировали жители Нижнего Новгорода. Там пятёрки за контрольную получили почти четверть участников. Неплохо справились с работой и в Волгограде, Челябинске, Новосибирске и Красноярске: высший балл — у 15-18%. В Москве на пятёрку ЧТД написали 11% участников, а в Санкт-Петербурге — 12%.

***

Участники ЧТД могут посмотреть правильные ответы и решения задач на сайте контрольной. Если вы не успели написать контрольную в выходные, ничего страшного — бланк с условиями задач доступен здесь.

107 комментариев
Почему то по ссылке не удается посмотреть ответы и решение задач
Света Чистякова
15 марта 2016, 11:41
balu8508,
здравствуйте. А вы писали контрольную в выходные? Если да, то зайдите на https://yandex.ru/math/ и нажмите кнопку «Результаты и решения».
balu8508,
такой же вопрос
Света Чистякова,
то есть ответы доступны только тем кто ее писал?
Света Чистякова
15 марта 2016, 11:45
nikitozza,
пока да. Те, кто не успел написать, могут скачать бланк с условиями задач вот тут: https://yadi.sk/i/CzSeRhGYqB4ie. Решения и ответы появятся чуть позже.
С мобильного телефона эту страницу невозможно посмотреть, она обрезана, плюс не работает масштабирование
Drezden,
https://yadi.sk/i/QHCtfckZqCHVA
"Однако на некоторые задачи больше правильных ответов дали женщины: это задача №5 про фермера Джима и десятая (самая сложная) задача про видеоблогера".
А можно статистику в процентах: какие доли мужчин дали верные ответы на эти две задачи и какие доли женщин?
А по своему региону можно посмотреть статистику? (Чувашия) спасибо!
а у меня контрольная не отправилась с формулировкой: "попробуйте позже".
Комментарий удалён
Света Чистякова
15 марта 2016, 16:03
Юрий, здравствуйте. Ваши ответы видите только вы. Другие люди не смогут их просмотреть, если перейдут по вашей ссылке (ну, конечно, если у них нет доступа к вашему аккаунту). Так что всё честно.
Комментарий удалён
Света Чистякова
15 марта 2016, 16:52
похоже, что эти два человека тоже написали контрольную. Поэтому они и видят ответы и решения. Попробуйте сравнить свои результаты, например.
Как по своему региону увидеть статистику?
Света Чистякова
15 марта 2016, 16:54
Юлия,
здравствуйте. Мы не стали выпускать статистику по отдельным регионам, так как от некоторых регионов участников было довольно мало и данные были бы нерепрезентативны.
Наумов Сергей
15 марта 2016, 17:07
добрый день!
когда будут доступны решения и правильные ответы?
Задачка про видеоблоггера: если известно, что есть хотя бы один дизлайк (минимально), то нужно найти такое отношение лайков (x) ко всем оценкам, чтобы x/(x+1)=0.97, то есть 34/35. То есть чтобы получить больше 97% лайков, необходимо иметь минимум 35 оценок. Интересно, правильно ли я решил?
Наумов Сергей
15 марта 2016, 19:43
Денис Х.,
а мне кажется, 34 УЖЕ подходит
Наумов Сергей,
ага, точно. Немножко ошибся
Наумов Сергей,
а по 10-й задаче сколько у Вас?я насчитал минимум 39 роликов. Где же ответы?
Наумов Сергей
15 марта 2016, 20:39
Денис Х.,
согласен, 39
Денис Х.,
я по другому считал, так как в условии сказано четко более 97%, ну и уж не знаю зачем, но вспомнил еще и правила округления что при Х>=97,5% Х= 98%, то есть искомое Х принадлежит интервалу 97%<X<97.5% так и считал, тоже жду ответов не знаю уж правильно мыслил или нет.
Наумов Сергей
15 марта 2016, 20:43
Наумов Сергей,
Мои ответы:
25
85
3,9
1200
96
28
34
30
2029
39
Наумов Сергей
15 марта 2016, 20:46
sniperoff,
97,0000001 это тоже БОЛЬШЕ 97% ))))
Наумов Сергей,
Я и не говорил же, что у вас неправильный ответ, у меня просто ход мысли чуть другой был))
Наумов Сергей
15 марта 2016, 20:54
sniperoff,
но ответ верный? я вообще по-другому считал, не отношением (если не ошибаюсь, перебором натуральных числел в экселе)
Наумов Сергей
15 марта 2016, 20:55
sniperoff,
остальные ответы хоть чуть-чуть у меня совпали?
Комментарий удалён
Наумов Сергей
15 марта 2016, 21:01
sniperoff,
не помню почему я насчитал 39, но если мы берем 15 роликов даже хитовых (не считая общего количества), то получается 15*20 000=300 000 что уже меньше 500К.
Наумов Сергей,
Да почти всё тоже самое, нашел ошибку в задаче с лайками, неверно решил её. ручки с листочком не было под рукой, так решал, буду считать, что это смягчающее обстоятельство для меня))
Наумов Сергей
15 марта 2016, 21:06
sniperoff,
все равное 9 из 10 это "5" :)
Наумов Сергей,
Сейчас как выложат ответы и приземлимся в 40% ))
Наумов Сергей
15 марта 2016, 21:21
sniperoff,
не уверен))) я уже с женой сравнил.... 6 из 10 задач ответы и логика совпали
27 роликов не хватит разве? А может и того меньше:)
Наумов Сергей,
Пришел домой, что-то в последней у меня 21 ролик получился)
Наумов Сергей,
А эксель можно на контрольной? На самом деле не нужно. Минимальное количество голосов будет при минимальном количестве дизлайкнувших, т.е. одном человеке. И его голос должен составить менее 3%. 1/3%=33,33 значит 34.
10 задача имеет неправильный ответ, хит по условию задачи имеет не больше 39997 лайков, соответственно даже 7 хитов дают максимум 279979 лайков, а должно быть более 500 000. Решение: х - число хитов (пусть будут по максимуму лайков, нам же нужно минимальное количество видео найти) имеющих 39997 лайков, тогда по два видео на каждый хит имеет в сумме 19999*2 лайков. Складываем лайки: 39997х+39998х = 79995х. вычисляем число хитов 500 000/79995 ~ 6 хитов. прибавляем по два нехита, получаем 18. Осталось учесть нехиты которые дадут недостающие лайки до 500 000. Считаем: 500 000-(6*39997+12*19999) =20030 лайков не хватает. это не может быть один ролик, потому что тогда он попадет в хиты, значит, минимум два. Итого ответ: 6+12+2 = 20 роликов.
mityatsoy,
НЕ хиты должны в сумме давать Больше лайков;) 20030 - не канает на группу из 3-х видео (очевидно что число должно быть кратно 3)
mityatsoy,
21 ролик у меня вышел) так как на один хит приходится 2 не хита то число в результате всяко должно быть кратно 3, а это 21, но не 20 ))
mihail.nebrit,
как раз таки не так :-), на каждый хит есть как минимум по два нехита, но не говорится что два нехита обязаны иметь хит.
sniperoff,
а вот на 21 - похоже, да
mityatsoy,
Мысль во всем верная у вас, максимальный не хит 19999, значит 2 не хита в сумме 39998, при этом максимальный хит 39997 для исполнения условия 2 не хита больше чем 1 хит, тогда сумма такого "комплекта" будет 79995, это всё верно. Далее я просто 500 000 разделил на 79995 и получил в районе 6,25, это означает, что комплектов должно быть более 6ти, а следующее после 6 это 7, как-то так)
mityatsoy,
Интересная мысль про отсутствие обратного условия, подогревает интерес к правильным ответам)
sniperoff,
не всяко должно быть кратно трем :-), кстати, предлагаемый устроителями контрольной ответ 7 тоже не кратен 3 :-))
mityatsoy,
и всё таки передёргиваешь - "на каждый из её хитов приходятся два
таких видео, у которых по отдельности просмотров меньше, чем
у этого хита, а в сумме — больше" - именно ДВА, не 2,0001.
sniperoff,
правильно, комплектов 6 и два некомплектных нехита. в сумме 20. вопрос звучит так (скопировано): "Какое минимальное количество видео могла разместить на своём канале Оксана, если всего у её роликов больше 500000 просмотров?"
Где ответы уже? Спать пора скоро, а тут сплошные нервы;)
mihail.nebrit,
повторюсь, на каждый хит есть как минимум по два нехита, но не говорится что на каждые два нехита обязательно должен быть хит. :-))
mityatsoy,
я не отрицаю, что Ваша мысль возможно и верна, я чуть выше написал, что она наоборот-таки интересна, так как действительно обратного условия, что на каждые два не хита должен быть хит - нет.
mihail.nebrit,
у меня сразу ответы появились после отправки 25
85
3,9
1200
96
28
34
30
2029
7
mityatsoy,
"Паааждите, я записываю" (с) Это как так в последнем 7? Это ответы от разрабов?
mityatsoy,
7????? Пойду думать...
sniperoff,
как оказалось и моя мысль не верна, решение появилось на сайте. на каждый хит есть два видео, причем они сами могут быть хитами. :-(
mityatsoy,
Или это Ваши ответы?
mityatsoy,
Ого! А почему не 3 тогда? 200 000/150 000+150 001
Ага, понял уже...
mihail.nebrit,
потому что, например, на 150000, который является хитом по формулировке тоже должно приходиться два видео каждое с меньшим количеством просмотров
mityatsoy,
Да, обманули хитрованцы:)
В целом - здоровско:) Давайте ещё и разрекламируйте побольше, а-то узнал с постороннего япресурса постфактум ^.^
mihail.nebrit,
поддерживаю. Нужно больше рекламы. Это же яндекс, могли и на главную странице в поиске вытащить. Сам узнал случайно, уже после выходных. Хотелось бы провериться в реальных условиях , с ограничениями по времени.
Агриппина Павловна Шляпкина
15 марта 2016, 23:26
как тем, кто не писал, можно посмотреть способы решения и ответы???
Агриппина Павловна Шляпкина,
просто ответы - вон, чуть повыше. А способы... Ну и способы подскажем хором ^.^
Агриппина Павловна Шляпкина
15 марта 2016, 23:56
mihail.nebrit,
, это вон те ответы выше в столбик типа, правильные, да??? ок, спасибо
У меня вопрос по задаче №3 (задание: Весы в ветеринарной клинике завышают показания и всегда ошибаются на одинаковое количество грамм. По их данным, кот Василий весит 4 килограмма 200 грамм, кот Семён — 7 килограмм 600 грамм, а два кота вместе весят одиннадцать с половиной килограмм. Сколько на самом деле весит кот Василий? ).
!!! В условии задачи написано: «два кота вместе весят одиннадцать с половиной килограмм», отсюда вопрос: почему при решении данной задачи организаторы указывают в уравнении, что реальный вес двух котов 11,5-х кг. Я считаю, что данное уравнение должно быть выглядеть следующим образом: (4,2 − x) + (7,6 − x) = 11,5 (где х - ошибка весов в кг) отсюда х=0,15 , а кот Василий весит 4,05 кг, кстати данная задача решается еще проще, не желе указано у организаторов (Я уверена, что это ошибка организаторов) Отсюда мой комментарий: если бы условия задач ставились в корректной форме, то и показатели были бы гораздо выше.
Ignatjeva.MV,
все зависит от интерпретации условия «два кота вместе весят одиннадцать с половиной килограмм». Либо это настоящие 11,5 кг, либо тот вес, который показывают весы (с ошибкой). Я решал по логике организаторов (реальный вес двух котов 11,5-х). В данном контексте подразумевается, что котов взвешивали на этих неисправных весах, а не узнали их вес из космоса.
Ignatjeva.MV,
ответов организаторов не видел, решал с бланка, но у меня уравнение было таким (4,2 − x) + (7,6 − x) = 11,5 − x, ведь взвешивали их на тех же весах. Ответ получился 3,9 кг
Алексей,
Ignatjeva.MV хочет сказать, что формулировку "два кота вместе весят одиннадцать с половиной килограмм" можно толковать, что они действительно весят столько, а не на весах. У меня решение такое же, как у вас.
Денис Х.,
там запятая, а не точка. То есть два кота вместе весят тоже "по их данным."
Ignatjeva.MV,
По их данным, кот Василий весит 4 килограмма 200 грамм, кот Семён — 7 килограмм 600 грамм,[ТУТ ЗАПЯТАЯ] а два кота вместе весят одиннадцать с половиной килограмм.
то есть по данным кривых весов кот Василий весит 4.2, по данным этих весов Семён - 7.6 и по данным ЭТИХ же весов два вместе 11.5. Никаких проблем тут не должно быть с трактовкой.
Объясните ход решения 10-й задачи, я не пойму как получается 7 роликов. Допустим есть 2 хита по 20 001 + от него дважды по 2 хита по 20000. Это 6 роликов и дает сумму 120 002, что меньше 500 000 по условию. Что-то я запутался...
Денис Х.,
Да с чего вы взяли что 7 ответ, там скорее всего имелось ввиду 7 раз по 3 ролика, то бишь 21 ролик.
Денис Х.,
Вы, похоже, считаете, что два ролика с меньшим количеством просмотров обязательно должны быть не-хитами, а это не так.
Как мне показалось, в 1-й задаче про велосипед была неоднозначность. В условии предполагается, что спицы - это радиусы круга. Также можно было предположить, что спицы - это диаметры; но из того, что ответ получился нечётным, следовало, что это не так. Даже в Яндекс.Картинках видно, что у реальных велосипедов спицы - это не радиусы, а скорее хорды. Поэтому не помешало бы уточнение в виде картинки к задаче.
group22x,
Да, формулировка не точная. Надо было написать "угол по ободу". А таки поди разберись, какой угол они тут имели ввиду? Вот вполне реальная спицовка http://photo.dirt.ru/albums/userpics/17718/spicy.jpg
group22x,
Колёса разные бывают: http://patentpending.blogs.com/patent_pending_blog/images/1891_front_suspension.jpg.
group22x,
В этой задаче в прикладном плане неверен лишь ответ. Число спиц у реального велосипеда всегда чётно (потому что спицы идут попеременно на правый и левый фланцы втулки).

А вот хордами при заданных условиях спицы быть не могут. Потому что при "хордовом" спицевании (оно, кстати, и есть "самое обычное") углы между двумя любыми соседними спицами никогда не будут равными. "Равноугольным" может быть только радиальное спицевание, которое в реальной жизни очень специфично, и потому практически не применяется.
Екатерина Лыкова
16 марта 2016, 11:13
Не поняла, почему в 10й задаче не 3 ответ?) ведь 200.000 просмотров у так скажем "хита" и по 150.00 у двух роликов на него. По отдельности меньше, в сумме больше. В условии задачи не сказано, что эти два ролика на каждый "хит" сами не являются "хитами". В 4й у меня получилось 2600. В 7й. Почему 34? если 34-100%, а х-97%, то х=32,98, то есть нецелое количество людей поставили лайк? это как так?
Екатерина Лыкова,
Не заморачивайтесь, математика - это не Ваше.
Екатерина Лыкова,
не ровно 97%, а больше. Но не меньше.
Екатерина Лыкова
16 марта 2016, 12:51
Andy Seitz,
можно было бы просто объяснить, а не язвить. Между прочим, все остальные я решила.
Екатерина Лыкова,
Хорошо. 200 000 (Двести тысяч)- это огромное число, в 10 раз больше 20 000 (Двадцати тысяч) . В условии задачи - 20 000.
Про четвертую: 2600-(2+6+0+0) =2592, опять гораздо больше, чем искомые 2016. Дальше надо?
Математика - точная наука, тут такие приближения не катят.
Екатерина Лыкова
16 марта 2016, 19:33
Andy Seitz,
уважаемый)) 4я задача - про музей) при чем здесь "2600-(2+6+0+0) =2592" и т.д.? Математика точная наука, но вы хоть на задания-то смотрели? Про Оксану и ее хиты. Написано, что хит - если 20 000 (двадцать тысяч) +! а 200 000 (двести тысяч) - это не 20 000 плюс?
Екатерина Лыкова,
10я задача:
в условии сказано, что хит это если больше 20000 просмотров, конечно 200000 больше 20000, но так же в условии сказано, что для любого взятого видео-хита существует 2 видео, у которых по отдельности просмотров меньше, чем у данного хита, а в сумме больше. в вашем случае ролики по 150000 не удовлетворяют этому условию
Екатерина Лыкова,
в 7й лайк поставили 33 человека, почему же не целевое? получается 33/34 > 97% но меньше 100%. и общее кол-во людей равное 34 это минимальное число, с которым может быть выполнено данное условие. короче не х=97%, а х>97%. Вы не правильно поняли условие.
Екатерина Лыкова
16 марта 2016, 20:52
maxim.z93,
ну. Хит у нее с 200 000 просмотров. на него еще два хита, с просмотрами меньше, чем у хита. 150 меньше, чем 200. и так же 150+150 больше, чем 200. Там написано "меньше, чем у данного хита". а не меньше 200 000. По поводу 7й я поняла, спасибо) просто считала ровно 97%
Екатерина Лыкова
16 марта 2016, 20:53
ред.: maxim.z93, ну. Хит у нее с 200 000 просмотров. на него еще два хита, с просмотрами меньше, чем у хита. 150 меньше, чем 200. и так же 150+150 больше, чем 200. Там написано "меньше, чем у данного хита". а не меньше 20 000. По поводу 7й я поняла, спасибо) просто считала ровно 97%
Екатерина Лыкова,
150 000 + 150 000 + 200 000 — неверное решение. Все эти ролики — хиты, а по условиям задачи для КАЖДОГО хита должно быть два ролика с меньшим количеством просмотров. В вашем решении хиты, у которых по 150 000 просмотров, не укладываются в эту закономерность.
Беспантовая контрольная. Одна комбинаторика, вот и вся контрольная. Если это математика, то у меня для вас плохие новости. Ни площадь круга посчитать, ни корень из отрицательного числа, степеней вообще нет, понятия бесконечности тоже. Дубовый ум ее составил. Скучная примитивная переставлялка вариантов из цифр. Жалко мне вас.
nazargulov,
плохая новость для вас — вы вообще не поняли зачем это и для кого это ) хотели видимо просто пАнтануться.
nazargulov,
А вы хотели чтобы категория лиц 10-17 лет тоже мнимыми единицами оперировали и признаки сходимости Коши искали? Степень ни что иное как умножение, не велико упущение. Хотите блеснуть умениями решайте задачи Римана, посмотрим как вы там возмущаться будете в узком кругу широких умов)). А это задачи для всех и каждого.
спасибо очень хороший тест!
Контрольную не писала, но решила проверить себя на предложенных подобных задачах. Каково же было мое удивление, когда, проверяя свои решения, обнаружила ошибку в эталонном решении задачи про две параллельные линии и 5 точек на каждой (количество треугольников посчитать). Ребята, кто там у вас задачи составляет и решения предлагает? Хотя бы перепроверяли в других источниках что ли? Это же стыд и позор! Ладно простые люди не справляются с заданиями, но составители предлагают задачи с заведомо неверными решениями - это как понимать? Я негодую...
solarain,
так покажите своё решение-то.
В 1-й задаче ответ чисто теоретический, не имеет абсолютно никакого отношения к реальной жизни
(не может быть у велосипеда нечётного числа спиц! Более того, это число должно быть кратно 4)

А вот 5-ю задачу можно было бы сделать интереснее, если бы у многоугольника с бОльшим периметром при этом оказалась меньшей площадь. Потому что достаточно многие вообще не заметили упоминания площади и просто считали и сравнивали периметры. И ПРИ ЭТОМ получили верный результат, хотя по идее не должны были!
сколько много хорошего про компанию яндекс написано и новости у нее какие красивые, а почему нигде не сказано, что яндексденьги последнее время лихорадит, счета блокируют и неизвесто в какие сроки ты сможешь воспользоваться СВОИМИ ЖЕ ДЕНЬГАМИ
обращяюсь к яндексу кассе где мои деньги с нее спрос
Мммм... где-то писали, что сертификат можно будет скачать... Где же?
Света Чистякова
28 марта 2016, 15:45
losenock,
здравствуйте. Результаты контрольной (с возможностью загрузки сертификата) были доступны на сайте до 24 марта. Вы не успели загрузить сертификат?
А как посмотреть свой результат по прошествии времени?
Света Чистякова
28 марта 2016, 15:44
yasinkov,
здравствуйте. Контрольная завершилась 13 марта, результаты были доступны на сайте ЧТД до 24 марта. Сейчас там размещены задания контрольной и правильные ответы.
А как вы выявили гендерный, возрастной, региональный состав участников, ели при регистрации спрашивалась только почта?
Руслан И.
18 мая 2016, 20:37
Есть ли возможность сейчас загрузить свой сертификат? Очень нужно
Света Чистякова
18 мая 2016, 20:55
Руслан И.,
выслали — проверьте, пожалуйста, почту.
Света Чистякова,
Простите, пожалуйста, понимю, что обращаюсь неприлично поздно, но не скачала сертификат. Можно ли еще как-то решить эту проблему. Заранее спасибо.
Света Чистякова
6 июня 2016, 23:50
sigma.matem,
здравствуйте. Отправили сегодня.
Руслан Колесников
11 марта 2017, 21:18
Прошу выложить ход решения задач, а то в некоторых моментах не понятно почему такие ответы
Уважаемые организаторы!

Подскажите как зарегистрировать офлайн-площадку Яндекс-ЧТД? Я бы хотел в своем городе организовать написание контрольной, необходимо знать требования к площадке, орг.материалам и т.д.