Для начала небольшой комментарий, и сразу к делу:
Вопросы и ответы были приведены не полностью, старался оставлять самое содержательное. Чтобы увидеть полное содержание — переходите по ссылкам внутри поста. Для каждого вопроса они есть :)
Также нужно отметить, что в скобках приведены примечания автора поста.P. S. Здесь — ответы на заранее присланные вопросы. Ответы на вопросы, заданные в ходе трансляции, читайте в соседнем посте :)
Интерфейс и функционал редактора и мобильного приложения
Вопрос 1. Кажется, что очень удобно использовать сочетания клавиш. Например, включить/выключить «прилипание» к объектам, создать объект, для которого назначено сочетание и т. п.
Возможно ли такое расширение функционала в обозримом будущем?
Список «горячих клавиш», реализованных на Народной карте, достаточно обширен (перейти к списку), но охватывает, конечно, основные вещи. Мы сейчас не так часто добавляем новые «хоткеи», но готовы это делать. Нужно отметить, что тем, кто «горячими клавишами» часто пользуется, стоит обратить внимание на пользовательские расширения (например, NMaps Tweaks).
Вопрос 2. Планируется ли создание инструмента для одновременной работы с несколькими точками, которые можно было бы активировать группой и проделывать с ними операции — по аналогии с режимом перетаскивания в объекте?
Если речь идёт про точечные объекты, а также точки в рамках простых контуров (здания, территории и др.), то возможность группового перемещения уже реализована (подробнее о групповых операциях). Если же речь идёт про перемещение части точек в линейных и сложных контурных объектах, то реализации этой опции мешают как технические, так и идеологические сложности, потому что такие подвижки связаны с ручным исправлением ситуации после каждой правки. Но «хотелка» записана, возможно, когда-нибудь реализация случится.
Вопрос 3. Почему бы вам не добавить в мобильное приложение «Народная карта» серию снимков для одной неточности?
Мы готовы и хотим принимать фидбек от пользователей приложения «Народная карта» о любых объектах, ситуациях и неточностях, для которых текущего функционала — добавления одной фотографии — не хватает. Но, к счастью или к сожалению, поток таких объектов и ситуации был единичным, поэтому добавлением этих опций мы пока не занимаемся, хотя также допускаем их добавление в следующих релизах приложения.
Вопрос 4. Можно ли добавить на НЯК элементы построения маршрутов?
Мы хотим делать эту функцию, и в перспективе такую возможность можно ждать, но, к сожалению, не скоро, потому что это тяжёлый, с точки зрения времени разработки, проект.
Вопрос 5. Сейчас после выгрузки фотографий, сделанных в пешеходном сценарии, гипотезы об ошибках формируются и сразу выкладываются на всеобщее обозрение. В 9 случаях из 10 автор гипотезы сам знает, что и как хочет исправить, однако часто не успевает это сделать, т. к. гипотеза уже разобрана и закрыта. Предлагаю сделать так, чтобы по началу гипотезы были видны только автору, и только через несколько часов давать доступ всем желающим.
Мы не хотим сейчас как-то ограничивать доступ к фотографиям, сделанным в пешеходном сценарии, и к гипотезам, сформированным на их основании. Как показывает практика и статистика (по опыту Блокнота картографа), достаточно большое количество собранных меток в итоге оставалось неактуализированным на карте из-за того, что не хватило времени или возможности.
Вопрос 6. Возможно ли появление клавиши «Скруглить все углы» на контурных объектах по аналогии с функционалом линейных объектов?
Самый простой ответ — нет, невозможно. Причина чисто технологическая — от скругления углов всего контура сразу будет больше вреда, чем пользы, поэтому сейчас реализовано скругление для каждого из участков контура. Поскольку работа в интерфейсе осуществляется не с отдельными участками, а контурами целиком, будет непонятно, у какого именно участка нужно скруглять углы по хоткею.
Вопрос 7. Добавьте в раскраску дороги 10-го класса, на которых включена автодоступность.
Сейчас мы дорабатываем «дорожные» раскраски в целом. Осталось парочку доделать, и все априорные ошибки будут отображаться в соответствующих раскрасках.
Вопрос 8. К карте с некоторого времени нельзя привязывать свои фотографии к координатам. Вернётся ли этот функционал? Можно ли будет его расширить вектором съёмки, если да?
Если речь идёт про Яндекс.Карты, то в ближних перспективах нет планов по активному развитию привязки фотографий к объектам. Но со стороны Народной карты мы хотим дополнять и развивать при помощи одноимённого приложения интерфейсы сбора фотографий местности для разных объектов. Вопрос показа таких фотографий на сервисах остаётся открытым, обсудим с коллегами.
Вопрос 9. Можно ли сделать мобильное приложение «Народная карта» сделать доступным для редактирования и модерирования карты?
Прямо сейчас мы не занимаемся добавлением функционала редактирования и модерирования в приложение, сосредоточившись прежде всего на функции сбора данных. У функционала по сбору данных сейчас приоритет, так что если и будут какие-то опции (редактора карты), то не в ближней перспективе.
Вопрос 10. Желается знать, кто и над чем работает с картой по соседству. Так можно было бы эффективнее обрабатывать возникающие вопросы, провести диспут, не мешать друг другу. Возможно ли такое функциональное расширение?
С одной стороны мы согласны, что знать, кто редактирует по соседству, для того чтобы обсудить какие-то вопросы по редактированию местности, — это хорошо и полезно, но с другой стороны реализовывать отдельный интерфейс именно для этого сейчас не хотим. Как показывает практика, текущий инструмент подписок (подробнее о подписках) позволяет достаточно быстро и просто понять, кто редактирует рядом с тобой. Функционал этого инструмента мы планируем развивать.
Вопрос 11. Будет ли расширение функционала мессенджера? Интересует возможность прикрепить картинку или скриншот, например.
Прямо сейчас мы новый функционал не планируем. Прямо скажем, к системе сообщений на Народной карте вопросов много, и такая вещь, как прикрепление картинок — не самая приоритетная «хотелка».
Вопрос 12. Можно ли в мобильном приложении «Народная карта» сделать возможность изменения камеры съёмки?
Если речь идёт про автомобильный сценарий работы, то возможности сменить камеру нет, потому что в автомобильном режиме камерой управляет непосредственно приложение. Если же речь идёт про пешеходный сценарий, то смену камеры можно выполнять в настройках Android-смартфона уже сейчас, изменив приложение для съёмки по умолчанию.
Вопросы, связанные с правилами редактирования
Вопрос 13. Закрепите, пожалуйста, в правилах следующий пункт: «Если во встречном направлении висит „кирпич“, и, следовательно, по ПДД, до ближайшего пересечения проезжих частей можно ехать только в одну сторону, то такую дорогу рисовать только односторонней».
Мы не хотим пока что вводить такую норму, поскольку:
1) На Народной карте мы показываем не все пересечения проезжих частей — например, выезд от частного дома мы не можем нарисовать, но пользователь может уехать от этого дома в противоположном направлении;
2) Бывает ситуация, когда из-за широкой проезжей части под «кирпич» может доехать автомобиль, затем развернуться и уехать в обратном направлении.
Возможно, в каких-то ситуациях одностороннее движение поможет, но не всегда, поэтому давайте будем смотреть каждый случай отдельно.
Вопрос 14. Почему заезды на круговое движение надо обозначать атрибутом «съезд»?
Так исторически сложилось. Какое-то время съезды/заезды на круговое движение обязательно рисовались двумя рёбрами, даже если не было физического разделителя или разметки, хотя формально там нет вариативности движения и атрибута быть не должно. Мы подумаем, как это доработать.
Вопрос 15. Рисование перекрёстков, которые почти прямо Х-образные. Сейчас такие перекрёстки нужно рисовать не крестом, а «доехали до перекрестка, повернули направо, проехали 10 метров, повернули налево». Хотя в реальности никто так не ездит — почти все едут прямо с небольшим смещением. Навигатор вместо того, чтобы молчать, озвучивает несуществующие манёвры. Предлагаю рисовать такие перекрёстки по фактическим треками.
Мы стараемся не давать перерисовывать дорожный граф по фактическим трекам, потому что бывают ситуации, когда фактические треки показывают, что направо или налево едут гораздо больше, чем в другом направлении. Но если это показывать, то людям, которые поворачивают в «другую» сторону, будет плохо звучать аннотация. Поэтому мы ввели единообразные правила. В некоторых случаях их можно сводить в одну точку, но сильнее расширять это правило и привязываться к трекам мы не хотим.
Вопрос 16. С целью исключения ошибочных манёвров при проезде знака «Движение запрещено» (речь про дороги 8-го класса) сейчас, согласно правилам, у знака ставится ограничение, чтобы через данную точку не строились транзитные маршруты. Но при этом внутри территории маршрут строится, как будто ограничения нет. Если дорога имеет 8 класс, по ней транзитные маршруты не строятся и так, и ставить ещё одно лишнее ограничение — смысла не имеет. Такие ограничения приносят вред, т. к. «ломают» навигацию. Предлагается изменить соответствующий пункт правил, убрав 8-й класс из данного ограничения.
Это хорошее предложение. Изначально, когда мы сделали исключения для жилой зоны, мы не стали добавлять «Движение запрещено» — не было чёткого понимания, что не бывает ситуаций, когда часть дорог 8-го класса закрыты дополнительно ещё одним ограничением, и эти дороги нельзя проехать «насквозь». В целом, сейчас, смотря всю выборку дорог, такого действительно не бывает. Мы возьмём этот вопрос на обсуждение и постараемся в ближайшее время изменить правила.
Вопрос 17. Если на единственный въезд на территорию повесили кирпич, то мы ставим запрещенный маневр. Получается так, что мы отрезаем от дорожной сети все дороги внутри. Зачем их тогда рисовать? Полагаю, в таких случаях надо ставить не запрет, а ограничение.
Мы не хотим закреплять это дополнительно в Правилах, поскольку правило связности дорожного графа является базовым для отрисовки дорог. И, соответственно, когда мы один или несколько въездов полностью закрываем запрещенными манёврами, мы нарушаем это правило, т. к. дорожный граф перестаёт быть связным. Да, в большинстве случаев нужно ставить не запрет, а ограничение. Бывают случаи, когда дорогу нужно переводить в пешеходную — и это тоже одна из причин, по который мы не хотим говорить, что кирпич в данных случаях нужно переводить в ограничение.
Вопрос 18. Через жилую зону запрещено сквозное движение для такого запрета нет отдельного инструмента. В правилах такой запрет решается через костыль «ограничение въезда». Но проблема в том, что если стоит это ограничение, то маршрут внутрь жилой зоны тоже больше не строится через данную дорогу. Маршрутизатор ищет ближайшую дорогу без ограничения и прокладывает маршрут через неё. Чаще всего это богом забытая дворовая дорожка. Это приводит к серьезным сложностям жителей — такси едет кругами через дворы.
Очень часто жилыми зонами закрыты большие кварталы дорог, и придётся добавить большое количество ограничений на въезд, чтобы их правильно «закрыть», поэтому «ограничение на въезд» — это не решение, оно очень костыльное, и протаскивать в Правила мы его не хотим. Мы максимально быстро и подробно стараемся донести до всех идею о том, что нужно каким-то образом правильно обрабатывать жилые зоны — возможно, с помощью атрибута нового класса дорог «7,5» или другого атрибута. Постараемся сделать что-то, чтобы это «полечить», но, к сожалению, это непростая проблема.
Вопрос 19. Если ворота всегда открыты, надо ли ставить ограничение на въезд? Сейчас это в правилах не описано, и сотрудники высказали противоположные мнения на этот счет.
Рисовать ограничение на въезд на всегда открытых воротах и шлагбаумах не нужно. Внесём это в Правила.
Вопрос 20. Предлагаю закрепить в Правилах то, что и так негласно соблюдается: если космоснимок и треки не совпадают, рисовать дороги следует по трекам. Исключение — несовпадение менее 3 метров — в этом случае по снимку.
Да, в большинстве случае мы рисуем дороги по трекам. Но, во-первых, сейчас карты есть на очень большом количестве мест, где треков ещё нет или они маленькие, и там могут встречаться смещения. Кажется, что рисовать в таких случаях по трекам нельзя, поскольку невозможно нарисовать все объекты по трекам. Отрисовка дорог по трекам, а зданий по снимку будет ошибочной, потому что слои будут несогласованны, и, например, при обновлении снимка будет проблема с тем, чтобы правильно «посадить» спутниковую подложку. Именно поэтому мы не хотим прямо прописывать в Правилах рисование по трекам.
Вопросы о дизайне
Вопрос 21. Почему не исправляете дизайн? Карта, на которой почти не видно железных дорог и АТД, — плохая карта. Это довольно важные составляющие, а их не видно. Да, при ориентировании на местности они мало помогают, но карту используют не только для ориентирования, но и для уточнения расположения объектов и границ. Гораздо удобнее видеть всё это на одной карте, а не искать по каждому случаю другую.
Поскольку дизайн во многом вопрос не только функционала, но и вопрос вкуса. Вопросы по редизайну железных дорог были весьма обильны. Как-то принципиально возвращать их дизайн к предыдущему виду, когда они были очень яркие и заметные на карте и «забивали» у пользователя внимание, а также более важные объекты.
Когда мы говорим про дизайн карт, то говорим про базовые сценарии, к которым относится ориентирование на местности. Когда речь идёт о глухих местах в лесу, где одними из немногочисленных объектов являются железные дороги, они, как показывают исследования, и сейчас являются заметными. А яркость в плотной городской застройке не настолько нужна и важна, поскольку целью пользователей Я.Карт железные дороги в этих условиях обычно не являются.
Что касается АТД, то мы думали про сценарии использовании Я.Карт, в которых важны ярко отображенные границы объектов и пришли к выводу, что может идти речь, когда нужно посмотреть на контур границы какого-то конкретного объекта Кажется, что сейчас эта функция хорошо реализована, когда объект, найденный в поиске, подсвечен ярким красным контуром, и его геометрию можно изучить.
Вопросы о категориях объектов
Вопрос 22. Можно ли будет устанавливать в виде камеры отдельный объект — железнодорожный переезд, чтобы автоматически пользователей мобильных Я.Карт и Я.Навигатора могли использовать его для своего удобства?
Отображение или неотображение железнодорожных переездов — инициатива команды Я.Навигатора, которая активно изучает и сравнивает по объёму различные «хотелки». Этот фичреквест у них записан, но, видимо, он не на первом месте для пользователей. Как только функция станет востребованнее, то реализация возможна. Собирать данные о переездах на Народной карте «в ящик» мы не хотим.
Вопросы о коммуникации
Вопрос 23. Почему Народная карта не хочет завести себе профиль на Userecho, как это сделали ваши коллеги из Почты, чтобы за предложения по развитию сервиса можно было голосовать и наглядно видеть, что сейчас реально просит реализовать сообщество картографов?
Мы постоянно думаем про заведение аккаунтов на новых площадках, но не хотим заводить их «впрок». Завести аккаунт — легко, наполнять и поддерживать его заметно сложнее. Речь идёт именно про официальные коммуникативные площадки, поэтому в список потенциальных площадок Userecho мы занесли. Быстрого заведения аккаунта не обещаем, но безотносительно того, есть или нет аккаунта у коллег из других сервисов.
У нас есть позитивный опыт с Telegram, поэтому мы всегда рады, если какие-то неофициальные площадки на различных сервисах будут появляться, и по возможности постараемся за ними следить и собирать оттуда фидбек.
Вопросы о модерации
Вопрос 24. Хорошо, если добавите фильтр правок при модерации отдельно по атрибутам -к примеру, правки, в которых поменяли только ограничения или вообще только изменили геометрию.
В ряде слоёв объектов эта потребность до определенной степени актуальна. Подумаем над её реализацией.
Вопросы о Справочнике
Вопрос 25. Хотелось бы поподробнее узнать об интеграции Я.Справочника и НЯК, а также уточнить, как проходит интеграция в категории «еда».
На материале группы категорий «Еда» мы обкатываем технологию интеграции двух баз на новом уровне, когда часть атрибутов у нас синхронизируется, а другая часть обновляется через одну базу, где Народная карта является каналом для получения фидбека Справочником. За то время, которое прошло с момента старта эксперимента, мы оцениваем результаты. Есть ряд нюансов, которые приходится рихтовать как коллегам из Справочника, так и разработке Народной карты, чтобы синхронизация проходила нормально и правки из Справочника оперативно и в нужном виде попадали на НЯК (и наоборот). С другой стороны, речь о том, чтобы процедура обработки фидбека не встречала трудностей, в том числе временных задержек. В целом, эксперимент признан успешным, и в ближайшем времени мы начнём последовательно распространять его на другие группы категорий объектов. Процесс получится растянутый во времени, но именно в этом направлении мы будем двигаться.
Другие вопросы
Вопрос 26. При заключении договора на поставку электроэнергии требуют фрагмент Я.Карт. Можно ли надеяться, что карта не будет тем сервисом, который ждут и которому доверяют?
Возможно, тут есть ошибка в формулировке вопроса, но ответ следующий: мы не только надеемся, но и верим, что Я.Карты нашими совместными усилиями будут тем сервисом, которого ждут, которому верят и доверяют в решении тех или иных вопросов. С другой стороны, когда речь идёт о ситуации официальных взаимоотношений и нормативных документов, мы не не стремимся заменить собой различные официальные организации и сервисы, предназначенные для специализированного взаимодействия по тем или иным вопросам. У нас своя ниша — большая карта общего пользования, а у соответствующих органов и ведомств — свой функционал, и тут «хлеб» никто ни у кого не отнимает :)
Вопрос 27. Сколько «весит» пустая точка на карте?
Здесь нет однозначного понимания о том, что автор вопроса считает «пустой точкой на карте». Но если речь идёт о месте на карте, где нет никаких объектов, то сама по себе она не весит ничего, поскольку «весят» только какие-то конкретные данные.
Вопрос 28. (Вопрос касаемо Я.Навигатора) На некоторых перекрестках при движении направо полосность отображается, а при движении прямо — нет. Это баг или фича? И если фича, то каков алгоритм показа полосности при движении прямо? От себя замечу, что показывать полосность при движении прямо нужно всегда, кроме случаев, когда из всех полос разрешено прямо.
Принципиальный ответ: это не баг, это штатное поведение сервиса. Логика показа балунов о полосах в Навигаторе достаточно сложна и учитывает большое количество факторов.
Можно услышать мнение о том, что нужно на каждом перекрёстке разметить полосы и показывать их каждый раз. Но результаты исследований Я.Навигатора говорят о том, что излишне частое появление балунов о полосности скорее вредит, нежели помогает. С другой стороны, многих пользователей раздражает, когда такие вещи слишком часто реализованы. Показывать балун с полосами мы хотим только в тех случаях, когда это важно и нужно водителю. Ровно на это настроены алгоритмы показа для полосности, когда она размечена, и ровно поэтому мы не хотим иметь разметку полосности везде — на каждом перекрёстке, вплоть до частного сектора. Это является одним из важных ограничений для того, чтобы дать возможность размечать полосность всем пользователям.
Вопрос 29. Почему на снимках из регистратора замазываются лица?
Мы замазываем лица в соответствии с юридическими нормами, которые действуют в той или иной стране. Где-то они относятся к лицам людей, где-то они относятся к номерам машин, и там, где нормы соответствующих государств требуют «замазать» эти части изображений, мы это делаем.
Вопрос 30. Почему заблокированы страны, МКАД, Кремль?
Страны и регионы стран от редактирования заблокированы, потому что это максимально важные объекты в слое АТД, которые с одной стороны не настолько часто и динамично меняются и, как следствие, эти изменения мы достаточно хорошо научились отслеживать и отображать на карте силами коллег — объём тут не очень большой, а сложность таких изменений достаточно большая. Поскольку испортить ситуацию здесь достаточно легко, а контролировать усилиями специально выделенных коллег достаточно просто, то эти объекты для редактирования заблокированы.
МКАД, Кремль и ряд других важных объектов, подверженных частым потенциальным правкам, заблокированы во избежание ошибок: с одной стороны — войны правок; с другой — вандализму, хулиганству; с третьей — динамика изменений или не очень большая, или контролируемая. А потенциальный вред достаточно большой.
Вопрос 31. Будут ли какие-то «плюшки» за правки?
Свой подход в целом мы с коллегами озвучивали, и принципиально он не изменился. Мы не сторонники имеющегося кое-где подхода вида «сделай 1000 правок — получи бейсболку». Тем не менее, мы отмечает «плюшками» и «сувенирками» какие-то достижения качественного характера на сервисе. Это мы планируем делать в большей степени. Даже, по секрету сказать, сувенирку новую под это дело заготовили, так что у какого-то количества активных народных картографов проверяйте почту, с вероятностью мы спросим у вас адрес, по которому «плюшки» могут быть доставлены :)