Клуб Народной карты

Справочник организаций и Народная карта: принципы взаимодействия

В начале года мы собирали вопросы от народных картографов, касающиеся взаимодействия Народной карты и Справочника в части редактирования организаций, в том числе правок Агента Справочника. Часть этих вопросов носила относительно общий характер, часть — относилась к конкретным правкам и объектам.

Также вопросы про взаимодействие НЯК и Справочника регулярно возникают в Клубе и чатах сервиса.

В этом посте мы хотим не столько ответить на конкретные вопросы, сколько, с учетом этих вопросов, рассказать про текущий формат «взаимоотношений» Народной карты и Справочника, в том числе рассказать про то, как могут возникать основные типы ошибок.

Итак, сначала про общие принципы взаимодействия.

Сейчас осуществляется регулярная синхронизация между Народной картой и Справочником. Синхронизируются все объекты из слоя Места, а также организации из схем помещений (объекты информации и инфраструктуры из схем — со Справочником не связаны и не синхронизируются).

Обратная синхронизация между Справочником и Народной картой сейчас осуществляется для большей части категорий. В конечном счете синхронизироваться будут должны все организации (это, собственно, конечный итог интеграции).

 Синхронизация НЯК и Справочника заключается в том, что фид изменений из Народной карты поступает в Справочник наряду с изменениями из других источников. Эти изменения (опять же, как и все остальные) проверяются сначала автомодератором (немного подробнее про автомодератор Справочника можно почитать на Хабре), потом, при необходимости, вручную (в том числе, при необходимости, с уточняющим звонком в организацию).
Если у организации в Справочнике есть подтвержденный владелец, то уведомление о предлагаемом изменении попадает в Личный кабинет владельца. У него будет время на принятие решения по предлагаемому изменению. После прохождения проверок обновленные данные максимально быстро (часто буквально в течение нескольких часов, а иногда — и быстрее) попадают на Карты.

Отдельно стоит сказать про случаи, когда в Народной карте создаются новые объекты, которых пока нет в базе Справочника. В этом случае изменения стандартным образом приходят в Справочник, и если алгоритм не находит подходящей организации для связи, то заводится новая карточка. Важно, что сейчас в последнем случае не происходит автоматической привязки объекта НЯК к этому новому объекту в Справочнике. Есть при этом вероятность, что Справочник найдет подходящую организацию для привязки и создаст связь. В этом случае в рамках обратной синхронизации Агент создаст в НЯК привязку к Справочнику.

Синхронизация Справочника и Народной карты осуществляется в форме правок Агента Справочника. Агент «работает» обычно ночью по московскому времени, когда интенсивность редактирования карты минимальная и меньше вероятность одновременного редактирования объекта. Часть правок Агента в зависимости от их содержания попадает на модерацию сотрудникам картографического производства. Проверяются те правки, где выше вероятность ошибки, и те, где более значительны изменения (а значит, лучше проверить их дополнительно).

Стоит сказать, что идеальный сценарий работы с карточкой организации в Справочнике — когда у организации есть владелец, подтвердивший права на карточку организации, который следит за актуальностью информации об организации. В этом случае если не все, то большинство изменений вносится самим владельцем максимально оперативно, и в исправлениях из сторонних источников (в том числе из НЯК) просто не будет необходимости. В реальности же в большинстве случаев картина отличается от этого идеального сценария:

  • подтвержденный владелец у организации есть, но он не максимально оперативно вносит изменения;
  • есть сеть организаций, за актуальностью базы обо всех филиалах следят обычно централизованно, и тут бывают неточности и неактуальности, особенно в случае больших сетей;
  • у некоторых объектов владельца вообще быть не может (речь, к примеру, о памятниках и достопримечательностях, карточки которых в Справочнике также есть).

Во всех случаях, когда подтвержденный владелец у организации есть, при редактировании объекта в НЯК мы показываем плашку «Правки принимаются на усмотрение владельца». Это, фактически, означает, что уведомление об изменении будет отправлено владельцу. Уточним, что раньше плашка с дисклеймером показывалась не для всех организаций с подтвержденным владельцем, сейчас — для всех.

В итоге во всех, даже «неидеальных» случаях работает описанная выше схема обновления данных — работает штатно в большинстве случаев.  Но есть примеры, когда что-то идет не так. Именно они чаще всего привлекают к себе внимание, поскольку могут приводить к ошибкам на Картах. Ниже мы постараемся указать причины основных типов таких нештатных ситуаций, а также методы решения проблем.

  • Объекты на НЯК и на ЯК имеют разные названия. Причин такой ситуации может быть несколько, все сводятся к различию названий в НЯК и Справочнике:
    • объекты не успели синхронизироваться (как после правки в НЯК, так и после правки в ЯК);
    • для части категорий объектов пока не включена обратная синхронизация (например, это объекты культуры) — это будет сделано в обозримом будущем;
    • объект заблокирован на НЯК.
  •  На Картах при клике на пои открывается ошибочная карточка организации. Основных причины тут может быть две:
    •  свежие изменения пока не опубликовались или опубликовались не полностью;
    •  имеет место ошибочная привязка объектов (см. ниже).
  • Правки из НЯК «не доходят» до Справочника (тут мы предполагаем, что сами правки корректные, и не доходят они ошибочно). Причин такой ситуации может быть достаточно много, выделим основные:
    • правку может отклонить автомодератор (любая автоматическая система имеет погрешность, к сожалению, хотя мы стараемся делать ее минимальной);
    • правка может быть отклонена в ходе ручной проверки. В частности, это может сделать владелец организации в Справочнике;
    • бывают случаи, когда изменение из НЯК в Справочник «проросло», но быстро было заменено неточными данными из другого источника (например, обновлением базы сети организаций, куда новые данные пока «не доехали»).

Если подобные ситуации случаются, особенно если речь о «качественном» изменении (режим работы, открытие/закрытие организации), — можно написать в Службу поддержки Справочника.

  • Справочник объединяет две точки в одну.

Такое, к сожалению, действительно, иногда происходит. Основная работа по «идентификации» организаций ведется автоматически. И алгоритму приходится сталкиваться как с ситуациями, когда две точки очень похожи (но в реальности — разные), так и с ситуациями, когда приходит фидбек про «разные» точки, которые на самом деле — одна (например, их немного по-разному назвали или указали разные координаты в рамках здания или территории). В этой ситуации алгоритм иногда дает сбои.

Если такое происходит, тоже можно написать в Службу поддержки Справочника, и коллеги помогут расклеить данные.

  • Справочник (через правки Агента) закрывает работающие организации или вносит другие ошибочные правки в данные. Имеются в виду те ситуации, когда данные в Народной карте — правильные. В таких случаях важно понимать, что Агент не вносит правки просто так, для того чтобы это произошло, в карточку организации в Справочнике должен прийти сигнал об изменении. Поскольку Справочник — открытый ресурс, он получает данные из различных источников — от пользователей, от партнеров, из открытых источников в интернете.
    • В ряде случаев поступающие ошибочные сведения, действительно, могут быть приняты. Например, если у организации нет владельца или он не следит за актуальностью информации, а попытки call-центра Справочника связаться с организацией для уточнения изменений были безуспешны.
    • Могут быть также случаи, когда в рамках автоматического обновления данных об организациях, входящих в сеть, приходит еще не актуализированная информация.
    • Неправильная склейка похожих организаций также может привести к ошибочному удалению. Склеив две похожие организации, Справочник начинает считать две точки в Народной карте дублированием и одну из организаций хочет поэтому удалить.

Правки Агента Справочника в НЯК в данном случае отчасти можно воспринимать как фид изменений на территории. Именно поэтому часть правок Агента проходит дополнительные проверки непосредственно в НЯК

  • Справочник меняет названия объектов на не соответствующие Правилам НЯК. Действительно, несмотря на унификацию Правил НЯК и инструкций Справочника в плане именования объектов, отдельные расхождения пока остаются, что может приводить к противоречивым правкам. Процесс унификации будет завершен со временем, разрешив тем самым эту проблему.
  • Справочник вносит ошибочные (не соответствующие Правилам) названия на иностранных языках. Чаще всего, во всяком случае в России и соседних странах это так, название вносится только на одном языке — на местном. И названия, например, на английском языке — формируются автоматически из русского названия. «Правильное» английское название можно добавить вручную (в том числе через НЯК, но вообще — любым способом), оно попадет в карточку Справочника.

Отдельно хочется рассказать про две группы вопросов, которые не касаются непосредственно синхронизации Справочника и НЯК, а относятся скорее к интерфейсу работы с организациями в НЯК.

Возможность работы с сетями организаций.

  • Работа с сетями организаций в Народной карте сейчас не реализована (и пока таких планов нет), а целиком выполняется в Справочнике.
  • Объединить несколько точек в одну сеть (создать новую сеть) можно, оставив запрос на странице нашей Помощи.
  • Чтобы отъединить точку от сети, необходимо или удалить ее из сети в Личном кабинете Справочника, или обратиться в Службу поддержки Справочника.
  • Данные на всю сеть сразу, например ее название, может менять только представитель/владелец сети в личном кабинете в Справочнике. Связано это с тем, что значимость такой правки заметно выше, чем в среднем, поскольку отражается сразу на многих объектах.

Возможность в НЯК указывать дополнительные свойства организации (возможность зарядки электромобилей на АЗС).

  • В НЯК сейчас поддерживается одна рубрика для каждой организации (основной вид деятельности). Если свойство / вид деятельности организации, которое вы хотите указать, является дополнительным для этой организации, есть возможность добавить его через форму обратной связи в Картах (Исправить неточность -> Неправильная информация -> Вид деятельности).
16 комментариев
Здравствуйте, вопросы про «владельцев бизнеса» в справочнике.


1. Когда человек получает права «владельца» организации — проходит ли он перед этим какой-то мини-курс по Правилам и принимает ли он на себя обязательства их соблюдать? Я видел владельцев, которые, по-видимому, для повышения заметности на карте вписывали в название больше слов, чем требуется по правилам. Скажем, не просто «Азимут», а «АЗИМУТ Отель Владивосток», хотя и так очевидно, что это отель и что это Владивосток. Ну и капс прямо запрещён правилами. Исправить это нельзя, потому что владелец.


2. Что делать, если нет названия на английском языке, потому что владелец не удосужился? И на английской карте болтается неисправленным что-нибудь вроде Pitstsa.


3. Какова процедура решения споров между владельцем и другими участниками? (Куда жаловаться на владельца, если мне кажется, что он неправ?)



4. И из любопытства — есть ли у вас уже иностранные владельцы организаций в Справочнике (не владеющие русским языком)? Кто в этом случае генерирует им русские подписи? Тоже автомат?
Обновлено 30 апреля 2020, 20:56
Lobov Sergey
Сотрудник Яндекса7 мая 2020, 10:29
Сергей,

1. Обязательного прохождения какого-то курса - нет (как и в Народной карте). Свод норм правил в разделе Помощь, конечно, есть.
2. Ответ есть в тексте поста: «Правильное» английское название можно добавить вручную (в том числе через НЯК, но вообще — любым способом), оно попадет в карточку Справочника.
3. Жестко прописанной процедуры нет. Оптимально, конечно, попробовать прокоммуницировать с владельцем организации. В крайнем случае - написать в поддержку Справочника. 
4. Да, автомат.
Lobov Sergey,
спасибо за ответы.

Но разница между участником Народной Карты, который не обязан проходить мини-курс (хотя вообще-то ему это активно предлагается) и владельцем состоит в том, что все правки простого участника НЯК обязательно модерируются. А вот правки владельца, по вашей формулировке в интерфейсе: «на усмотрение владельца». Это, кстати, звучит грубовато по отношению к простым участникам.


И что всё-таки делать с AZIMUT Отель Владивосток (Владивосток, Набережная ул., 10)? А также с ИЛЬ ДЕ БОТЭ (Владивосток, Светланская ул., 37А)? По-моему, это нарушение правил. Почему владельцам можно?
До каких пор Агент будет Ё в Е переделывать?
Только не говорите, что магазин называется Перекрéсток.
Обновлено 2 мая 2020, 08:24
dspos Дмитрий
3 мая 2020, 05:49
У меня тоже есть вопросы по взаимодействию со справочником.


1. Я давно поднимал тему передачи на НЯК входов в организации (красные стрелки). Было два поста в Клубе и карточка на yaBoard. Этот вопрос хоть как-то обсуждался? Ни одного комментария от сотрудников так и не было. В том числе не было аргументов против от коллег-картографов. Ведь это максимально логично.
Местный картограф, имея предполагаемый слой входов в организации максимально быстро оценит наличие ошибок и актуализирует данные на карте. Это будет быстрее и качественнее любого фидбека в справочник, где с вероятностью ошибки его кто-то будет рассматривать. Мне в этом вопросе посредники не нужны.
Ещё один момент. Когда актуализируется контур здания по спутнику у картографа есть возможность выровнять адресную точку по центру и красиво расставить подъезда. Что происходит со стрелками? За ними никто не следит. Они остаются в прежних координатах и повисают на газонах или внутри контуров. Чтобы их красиво подвинуть иногда совсем чуть-чуть нужно создать тонну фидбека. Это неудобно, это долго и лично я этого не делаю.


За бесхозными ПОИ всё равно никто не следит, крупные сети тоже как попало расставляют и сами ПОИ, входы не указывают. Организации с хозяином частенько пытаются повыгоднее внести данные, что не всегда соответствует действителбности. Нет никаких аргументов оставлять этот функционал в справочнике, кроме технической реализации.


Отдайте стрелки в НЯК !!!



2. Очень распространённая правка Агента - перенос ПОИ на адресную точку. Это, пожалуй, самая бесячая правка Агента. Иногда приходится откатывать больше десяти раз, чтобы Агент угомонился. При этом не факт, что на основной карте ПОИ будет отображена корректно в соответствии с данными НЯК. Предлагаю обсудить и посовещаться вам, чтобы занять позицию: расположение организации это приоритет карты, а не Справочника.




Все остальные косяки с именованием не по правилам, и т.п. не так раздражают и это ответственность справочника 100%. Как вам удобно допиливайте, донастраивайте. Уже появился иммунитет.
Обновлено 3 мая 2020, 05:49
dspos Дмитрий
4 мая 2020, 07:48
✐dspos Дмитрий,
Что нужно сделать, чтобы получить комментарий сотрудников?
Lobov Sergey
Сотрудник Яндекса6 мая 2020, 11:50
✐dspos Дмитрий,
дождаться окончания праздничных дней:)
Вопрос 1, про входы в организации. Как посты в Клубе, так и хотелки на Доске, незамеченными для команды не остались. 
Тут, действительно, вопрос в том числе и в технической реализации. Но также в инфраструктуре фидбека о входах из конечных сервисов.
Вы достаточно пренебрежительно отзываетесь о фидбеке о входах от пользователей Карт, а также приводите несколько негативных сценариев, приводящих к ошибкам в местах входов. 
Но забываете, например, о том, что есть большое количество организаций, не являющихся ориентирами, которых нет на Народной карте, как отдельных объектов. И о том, что направление, фидбека из Карт в НЯК добавит итерацию к проверке данных для организаций, где владелец следит за ними (данными) в Справочнике. Информация о любых предлагаемых изменениях сейчас поступает владельцу организации, и отказываться от этого подхода мы не хотим. 
Ответ не стоит воспринимать, как "не будет реализовано никогда", его стоит воспринимать как пояснение того, почему ситуация сложнее, чем "Нет никаких аргументов оставлять этот функционал в справочнике".
Но в ближайших планах переноса действительно, пока нет. 
Lobov Sergey
Сотрудник Яндекса6 мая 2020, 11:55
✐dspos Дмитрий,
тут тоже все немного сложнее, чем вы пишете. С одной стороны, действительно, с расположением пои удобно работать на Карте. С другой стороны - вся инфраструктура устроена так, что именно Справочник является местом, где аккумулируется вся информация об организации, включая координату. И сигналы об изменении координат могут поступать и поступают далеко не только из Народной карты. 
Над тем, чтобы сделать текущую ситуацию лучше (в частности, чтобы уменьшить число ошибочных подвижек со стороны Агента) - мы работаем. Если до сих пор (а не где-то в прошлом) остаются ситуации, когда война правок с Агентом длятся больше 3 раз - пришлите пожалуйста пример(ы)
dspos Дмитрий
15 мая 2020, 12:39
Lobov Sergey,


В качестве примера. Специально не искал. 
dspos Дмитрий
24 мая 2020, 06:32
Lobov Sergey,
Обновлено 24 мая 2020, 06:33
Владимир aka VOV
9 мая 2020, 13:29
✐dspos Дмитрий,
О, про стрелки входов невнятно как расположенные я тоже за отдачу в редакцию НЯК :) По 100 раз приходится объяснять, чтобы удалили у кучи организаций в здании некоего чёрного входа чёрт знает где и кем расположенного и привязанного к разным организациям. 
Вы можете сделать, чтобы Агент не выносил точки за пределы здания? Достало уже.
Lobov Sergey
Сотрудник Яндекса15 мая 2020, 11:57
bob,
совсем запретить Агенту делать это, пока, к сожалению, не можем.
Такие правки Агента дополнительно проверяются сотрудниками картографического производства.
Семён Федотов
4 мая 2020, 23:49
Сотрудники сами хоть раз пользовались своей же инструкцией? Чисто ради интереса хочу знать, поскольку как я решил действовать именно так, как тут написано. Итак, согласно вышеприведённому тексту, в случае «склейки» двух точек (в моём случае офис СМИ и точка продажи прессы) надо писать в СП.


В эту службу поддержки справочника, простите, фиг напишешь. Что мне тут выбрать? Первое? Окей, теперь тут? Хорошо, допустим тоже первое. Дальше, я так полагаю, второй пункт? А здесь что?
A few hours later…
Какой адрес сайта и номер телефона записать, если я не имею никакого отношения к организациям? Какой ещё телефон и сайт у точки продажи прессы?


Почему нельзя просто написать в службу поддержки???
Обновлено 4 мая 2020, 23:49
Lobov Sergey
Сотрудник Яндекса6 мая 2020, 12:19
Семён Федотов,
можно и "просто" написать в службу поддержки - sprav@support.yandex.ru
Семён Федотов
6 мая 2020, 13:34
Lobov Sergey,
тысячу плюсов этому господину ©