27 июня 2017. По данным поиска Яндекса
Человек есть то, что он ест.
Людвиг Фейербах
Людвиг Фейербах
Буквально пару десятилетий назад почти в каждой семье была «Книга о вкусной и здоровой пище». Сейчас книг, посвящённых самой разной пище, сотни и тысячи, и их совершенно необязательно держать дома. Вместо сборников рецептов — а также вместо сонников, словарей и многих других бумажных книг — теперь компьютер. Запросы на кулинарную тематику каждый месяц задают почти 30 миллионов пользователей Яндекса. Это в три с половиной раза превышает общий тираж «Книги о вкусной и здоровой пище» за 47 лет, с 1952 по 1999 год. Всего в месяц Яндекс отвечает более чем на 91 миллион запросов о приготовлении еды — в основном, как приготовить то или иное блюдо или что делать с тем или иным продуктом.
Очевидно, что поисковые запросы о еде могут многое рассказать. Какие продукты чаще всего едят россияне — или, по крайней мере, из каких продуктов им чаще всего приходится готовить, какие блюда предпочитают в разных регионах России, как меняется рацион в течение года, насколько распространён майонез и с чем чаще делают салат — всё это видно в статистике поисковых запросов.
Методология
Курица, картошка и немного кефира
Самый главный , из которого чаще всего хотят что-нибудь приготовить пользователи Яндекса, — курица. Каждую неделю Яндекс отвечает более чем на 765 тысяч запросов о рецептах со словами «курица» или «куриный». Больше всего ищут рецепты куриного салата и курицы в духовке. Это не значит, конечно, что россияне едят одну курицу — но среди тех продуктов, приготовление которых вызывает вопросы, именно курица популярнее всего. На втором месте среди продуктов картошка. Ей интересуются в 1,6 раза реже, чем курицей. Чаще всего ищут рецепты картошки, запечённой в духовке, картошки с мясом и картошки с курицей. Про жареную или варёную картошку спрашивают реже — большинству и так понятно, как её готовить.
Продуктами мы считали то, из чего готовят или что едят просто так, без обработки — например, курицу, картошку, яблоки или молоко. Блюдами считали то, что нужно приготовить — супы, салаты или торт «Наполеон».
Около 30% всех кулинарных запросов к Яндексу содержат название одного из двадцати наиболее популярных продуктов — начиная от курицы и заканчивая печёнкой. То есть почти в трети случаев россияне используют продукты из одного и того же небольшого набора. Продукты из топ-100 — от той же курицы до капусты брокколи — участвуют в 55% запросов.
Среди блюд различных типов больше всего вопросов вызывает салат — точнее, разные салаты. В топ-1000 кулинарных запросов упоминаются несколько десятков салатов, самые популярные из них — цезарь с курицей, салат с крабовыми палочками и «Мимоза». На втором месте торты, а на третьем — супы. Помимо тортов в топ-20 блюд входят пироги и пирожки, печенье, кексы, шарлотка, блины — запросы о разной выпечке занимают около трети топа.
Также из поисковых запросов видно, что пользователи поиска готовят на завтрак, обед и ужин. Кстати, рецепты для ужина ищут чаще всего, а менее всего востребован обед — всё-таки многие обедают не дома. Также приготовление еды на обед чаще ставит людей в тупик — если для завтрака и ужина часто ищут определённые рецепты, то про обед больше спрашивают, что приготовить.
От селёдки под шубой до варенья из смородины: что меняется от месяца к месяцу
Больше всего люди ищут рецепты салатов — хоть весной, хоть осенью. Однако в целом кулинарные предпочтения заметно меняются от месяца к месяцу. Мы определили для каждого месяца наиболее характерные слова — те, популярность которых в поисковых запросах сильно выросла по сравнению с предыдущим месяцем.
В феврале все пекут блины — резко увеличивается количество запросов со словами «блин» и «блинчик». Ищут самые разные варианты рецептов — тонкие блины, толстые блины, пышные, ажурные, с дырочками, лёгкие, диетические и так далее.
Март выделяется мало — разве только выросшим интересом к постным блюдам и первым в году появлением шашлыка. Зато апрель очень сильно отличается от всех остальных месяцев — за счёт пасхальных рецептов. Пользователи ищут рецепты куличей и глазури для куличей, спрашивают, как красить яйца и как готовить пасху. В мае вместе с теплом возникает интерес к домашнему мороженому и окрошке.
В июне начинается сезон заготовок — и продолжается до самого сентября. В июне и июле спрашивают, как делать малосольные огурцы, варенье из самых разных вещей, от лепестков роз до сосновых шишек, компоты, желе и другие заготовки. К сентябрю появляется много запросов про разные грибы. Летом и в сентябре топы полностью состоят из овощей и фруктов. А в ноябре уже начинается подготовка к Новому году — становится больше запросов о салатах и различных праздничных блюдах.
Что едят в разных регионах
Чтобы определить блюда и продукты, характерные для каждого региона, мы выбрали из поисковых запросов наиболее популярные аффинитивные слова — те, которые встречаются в запросах из этого региона чаще, чем в среднем. При этом мы не учитывали ошибки в написании и некоторые региональные слова, обозначающие распространённые блюда и продукты, — иначе кулинарная карта больше говорила бы об особенностях использования русского языка в разных областях России, чем о еде. Например, на карту не попали «шаверма» и «синенькие» — так в некоторых регионах называют баклажаны.
В каждом регионе России есть свои характерные блюда, которые здесь готовят чаще, чем в других местах, и свои характерные продукты. Характерными продуктами оказывается в основном то, что растёт поблизости, — фрукты, овощи, грибы. В приморских областях готовят различную рыбу и морепродукты. В нескольких регионах больше интересуются мясом разных животных — в Новосибирске чаще, чем в среднем по стране, ищут мясо косули и козлятину, в Омске — конину, а Астрахани — баранину. В Москве и Санкт-Петербурге больше, чем в среднем по России, популярны булгур, кус-кус и киноа.
На характерные блюда заметно влияют различные национальные кухни. В Бурятии ищут буузы, в Чувашии — хашламу, осетинские пироги популярны во многих южных республиках. Сказывается и влияние кухонь других стран. В Приморском крае, на Сахалине и в Хабаровске ищут пянсе по-корейски, в Краснодарском крае — чурчхелу, а в Москве и Московской области — том ям. В некоторых регионах есть свои традиционные блюда — например, в Архангельске пекут козули (узорные пряники) и калитки (маленькие пирожки), а в Калужской, Орловской и Пензенской областях с наступлением весны делают жаворонков.
Некоторые области выделяются по количеству популярных характерных продуктов, а другие — по обилию специфических блюд. Например, в Ханты-Мансийске, Салехарде, Хабаровске, а также в Крыму и Мордовии среди характерных слов гораздо больше продуктов, чем блюд. В Мордовии это в первую очередь грибы, ягоды и фрукты: рыжики, грузди, лисички, подберёзовики, сливы и смородина. В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах много рыбы — щука, окунь, карась, стерлядь, муксун, а из ягод популярны брусника и морошка. Готовят из этого примерно то же самое, что везде — грибы солят и маринуют, из фруктов и ягод варят варенье, рыбу запекают в духовке или делают пироги.
Судя по запросам из Екатеринбурга и Челябинска, а также из Удмуртии, там используют сравнительно мало характерных продуктов, зато готовят много характерных блюд — или, по крайней мере, свои варианты известных. Во всех этих регионах готовят хреновину — острый соус из помидоров и хрена. В других областях примерно такой же соус называют хренодёр или горлодёр. В Челябинске варят груздянку (суп из груздей), в Екатеринбурге — горошницу (суп-пюре или разваренная каша из гороха), а в Удмуртии — грибовницу (грибной суп). В Свердловской и Челябинской областях в топ также попали торт «Кучерявый мальчик» и салат на зиму «Анкл Бенс».
Майонез против кетчупа
Кроме общей картины, поисковые запросы могут показать распространение отдельных продуктов и блюд. Мы посчитали, сколько запросов с тем или иным словом — названием блюда или продукта — приходится на каждые сто тысяч запросов из каждого региона.
Видно, что майонез везде любят больше, чем кетчуп.
Щи предпочитают есть в европейской части России, а лагман — в остальных областях.
Можно узнать, где какие грибы растут — люди спрашивают, как приготовить то, что они нашли. Рыжики распространены в Пензе, Ульяновске и Кирове, опят больше всего в Восточной Сибири, а лисичек — в Рязани и на северо-западе.
Пояс, в котором делают запасы на зиму — варенья, солёные огурцы, перец и всё остальное, что обозначается словом «заготовки», — тянется с северо-запада на восток. Больше всего заготовок делают в Новгородской и Кировской областях. А вот на юге России обходятся без заготовок (и практически без зимы). В Ямало-Ненецком округе, Якутии и Магаданской области тоже мало интересуются заготовками, не до того.
И, наконец, поисковые запросы показывают, где едят папоротник. Возможно, именно папоротник определяет границу между востоком и западом. Также на этой карте вы можете посмотреть, как распределяется интерес к наиболее популярным продуктам и блюдам. Просто начните что-нибудь печатать в поисковой строке и выберите одно из предложенных слов.
И, наконец, поисковые запросы показывают, где едят папоротник. Возможно, именно папоротник определяет границу между востоком и западом.
Открыть интерактивную карту, которая покажет как распределяется интерес к наиболее популярным продуктам и блюдам.
Насколько хорошо вы разбираетесь в еде?
Некоторые рецепты и названия блюд, которые встречаются в поисковых запросах и, видимо, широко распространены в отдельных регионах, совсем неизвестны в других местах и могут показаться удивительными. Например, торт «Битое стекло», популярный в Белгородской области, или помидоры «в снегу» — консервированные помидоры с измельчённым чесноком. Мы составили тест — попробуйте пройти его и узнать, насколько хорошо вы разбираетесь в еде. Ответы на него есть в нашем исследовании.