По данным Яндекс Карт, 26 сентября 2023
В Яндекс Картах можно найти информацию о 220 тысячах российских заведений питания — ресторанах, кафе, столовых и так далее. Пользователи написали о них больше 15 миллионов отзывов. Например, таких:


Мы изучили тексты отзывов и выяснили, как и за что люди хвалят и ругают заведения питания.
Отзывы в цифрах
Обычно пользователи пишут не очень много. Медианная длина одного отзыва — 78 символов, примерно как в этом предложении. Только 0,5 % отзывов оказались длиннее 1000 знаков — это почти треть страницы формата А4, если выбрать шрифт одиннадцатого размера. Самые короткие отзывы состоят из двух букв: ОК, Эх, ФУ, Ух и так далее. А в самом длинном оказалось 13,5 тысячи символов, он занял бы более четырёх страниц А4.
Это значит, что одна половина изученных отзывов длиннее, а другая короче 78 символов.
Отзывы, состоящие из одного символа, не учитывали.
Этот отзыв оставила посетительница одного из севастопольских кафе, и большую часть её отзыва занимают цитаты из нормативных актов, связанные с ковидными ограничениями.
Количество отзывов и их длина у разных категорий заведений заметно отличаются. Лучше всего описаны рестораны: у них наибольшее число отзывов на одно заведение и отзывы эти длиннее среднего. Реже всего пользователи комментируют работу точек «кофе с собой». Самые короткие отзывы — у фастфуда.

По данным Яндекс Карт, 2012–2023

По данным Яндекс Карт, 2012–2023
Каждый отзыв сопровождает оценка по пятибалльной шкале. Самая распространённая — «пять», самая редкая — «два». Негативных оценок («один» и «два») в 5,5 раза меньше, чем позитивных («пять»).

По данным Яндекс Карт, 2012–2023
Отзывы с негативными оценками в два с лишним раза длиннее, чем с позитивными: 153 символа против 69. Видимо, претензии люди склонны описывать подробно, тогда как для похвалы часто достаточно общих определений: молодцы, спасибо и так далее.

По данным Яндекс Карт, 2012–2023
Владимир Милаков
отвечает за пользовательский контент в Яндекс Картах
Яндекс Карты ежедневно собирают 37 тысяч отзывов и 14 тысяч фотографий от посетителей кафе, баров и ресторанов. Они рассказывают о кухне, сервисе, времени работы, а иногда — о менее очевидных вещах, вроде медведя во дворе или возможности прийти со своим алкоголем. С одной стороны, отзывы помогают найти место, где можно вкусно поесть или приятно провести время. С другой — благодаря им заведения становятся лучше, исправляют недостатки, узнают, что нравится или не нравится посетителям. Для тех, кто часто оставляет отзывы, в Картах есть отдельная ачивка «Дегустатор». Самый продвинутый «дегустатор» написал больше 600 отзывов.
Оставить отзыв можно в карточке заведения или в личном кабинете пользователя.
Оставить отзыв можно в карточке заведения или в личном кабинете пользователя.
Владимир Милаков
отвечает за пользовательский контент в Яндекс Картах
Яндекс Карты ежедневно собирают 37 тысяч отзывов и 14 тысяч фотографий от посетителей кафе, баров и ресторанов. Они рассказывают о кухне, сервисе, времени работы, а иногда — о менее очевидных вещах, вроде медведя во дворе или возможности прийти со своим алкоголем. С одной стороны, отзывы помогают найти место, где можно вкусно поесть или приятно провести время. С другой — благодаря им заведения становятся лучше, исправляют недостатки, узнают, что нравится или не нравится посетителям. Для тех, кто часто оставляет отзывы, в Картах есть отдельная ачивка «Дегустатор». Самый продвинутый «дегустатор» написал больше 600 отзывов.
Оставить отзыв можно в карточке заведения или в личном кабинете пользователя.
Оставить отзыв можно в карточке заведения или в личном кабинете пользователя.
О чём пишут в отзывах
Алгоритмы Яндекс Карт анализируют тексты отзывов и определяют, что именно понравилось или не понравилось посетителю. Мы выбрали девять тем, которые актуальны для всех категорий заведений, и посмотрели, как о них пишут пользователи. Оказалось, что атмосферу хвалят почти всегда, когда о ней пишут, а время ожидания — чуть чаще, чем в половине случаев.
За что чаще хвалят заведения

По данным Яндекс Карт, 2012–2023
За что чаще хвалят заведения

По данным Яндекс Карт, 2012–2023
Судя по самым частотным словам и словосочетаниям из положительных и отрицательных отзывов, главные для посетителей характеристики заведений питания — это качество еды, уровень обслуживания, цены и время ожидания.
Положительными считали отзывы с оценкой «пять», отрицательными — с оценками «один» и «два».
30 самых частотных слов и словосочетаний из отзывов на заведения питания
Похожие по смыслу выражения (например, вкусная кухня и вкусная еда или вежливые официанты и учтивые официанты) объединяли.

По данным Яндекс Карт, 2012–2023
30 самых частотных слов и словосочетаний из отзывов на заведения питания
Похожие по смыслу выражения (например, вкусная кухня и вкусная еда или вежливые официанты и учтивые официанты) объединяли.

По данным Яндекс Карт, 2012–2023
Для разных категорий заведений мы составили списки самых характерных слов и словосочетаний. Оказалось, что кофейни особенно ценят за способность поднимать настроение, а суши-бары — за свежесть еды. Столовые ругают за грязь и недостаточное количество мяса в блюдах, а бары — за поведение охраны.
Это слова и словосочетания, которые встречаются в отзывах на заведения этой категории минимум в два раза чаще, чем в среднем.
Слова и словосочетания, характерные для отзывов на заведения разных категорий
Это самые частотные формулировки из тех, что встречаются в отзывах на заведения данной категории как минимум в два раза чаще среднего. Похожие по смыслу выражения объединяли.



Слова и словосочетания, характерные для отзывов на заведения разных категорий
Это самые частотные формулировки из тех, что встречаются в отзывах на заведения данной категории как минимум в два раза чаще среднего. Похожие по смыслу выражения объединяли.
По данным Яндекс Карт, 2012–2023
Для тех, кто хочет самостоятельно исследовать, как хвалят и ругают разные заведения, Яндекс выложил в открытый доступ датасет из полумиллиона отзывов — уже не только на бары и рестораны, но и кинотеатры, музеи, салоны красоты и другие организации.
Отзывы людей разного пола и возраста
Медианная длина отзыва

По данным Яндекс Карт, 2012–2023
Отзывы, которые оставили женщины, в среднем на 40 % длиннее отзывов мужчин. Если смотреть на возраст пользователей, то самые подробные отзывы оставляют молодые люди от 18 до 34 лет.
Пол и возраст пользователей определяли с помощью технологии «Крипта».
Медианная длина отзыва

По данным Яндекс Карт, 2012–2023
Отзывы посетителей разного пола и возраста отличаются не только по длине, но и по содержанию. Женщины чаще рассказывают о своих впечатлениях (остались довольны, испортили настроение) и работе персонала, а мужчины дают скупые общие определения (огонь, отстой) и пишут о ценах. Для посетителей постарше важны уют и живая музыка, для молодёжи — атмосфера.
Отзывы туристов и местных жителей
Туристы чаще хвалят вкусную еду и вид из окна, а ругают высокие цены и маленькие порции. Местные жители чаще обращают внимание на скорость обслуживания, чистоту заведения и музыку.
Туристами считали пользователей, чей регион проживания отличается от региона, где расположено заведение. Регион проживания определяли с помощью технологии «Крипта».
Сколько в Москве «лучших мест»
При подготовке этого исследования мы обнаружили, что в России есть тысячи заведений, про которые хотя бы раз писали «лучшее кафе в городе», «лучший бар в городе» и так далее. Только в Москве почти две тысячи «лучших мест», в том числе 855 ресторанов, 336 баров, 227 кафе и 34 столовые.

По данным Яндекс Карт, 2012–2023

По данным Яндекс Карт, 2012–2023
Чаще всего «лучшими в городе» называют бары и кальянные: про половину из них так написал хотя бы один пользователь. А меньше всего «лучших» среди кафе и столовых — только 5–6 % этих заведений.