Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Были ли в Средние века кубисты, а в Римской империи импрессионисты? Почему разным эпохам соответствуют определенные виды живописи?

ИсторияИскусство и культураНаука
Анонимный вопрос
  · 18,2 K
редактор паблика «Римский взгляд», кандидат исторических наук, преподаю историю  · 17 мая 2017  ·
dies_civilis

И импрессионизм, и кубизм есть такие направления, которые возможны лишь в свете определенного отношения к искусству. Если Вы вспомните, импрессионистов публика приняла далеко не сразу, а судьбы пост-импрессионистов тем более показательны (Ван Гог самый показательный пример). Эти направления возможны лишь тогда, когда искусство не подчиняется утилитарным целям, а ценно само по себе. В Римской империи, как и в античности вообще, искусство не было самостоятельно, оно было призвано что-то обслуживать. В Древней Греции искусство воплощало идею калокагатии (гармоничного становления человека), потому мы видим рафинированных дискоболов и Афин с греческими профилями. В Риме, где портрет возникает из посмертной маски, ценят реализм. В эпоху Римской империи, которая стала величайшей точкой развития классической древности, искусство было призвано служить идеологии: мы видим портреты императоров (важен был момент зримого присутствия правителя во всех уголках обширного Римского мира); крупных администраторов (статуя могла стать знаком благодарности человеку от конкретного лица или целой общины, или профессионального коллектива, или города, или, наконец, императора); выдающихся деятелей прошлого (император Август велел поставить на форуме статуи великих героев Римской истории, чтобы воодушевить современников). Отдельный разговор о статуях культового назначения, которые обслуживали сложную, требующую большого внимания к ритуалам политеистическую религию греко-римского мира. Художники занимались тем, что также было востребовано: опять же, немало было официальной живописи, которая концентрировалась на портретах императоров и батальных сценах. Была и камерная живопись, но она имела декоративное (росписи стен, картины для украшения интерьеров) или развлекательное значение. Картинами и статуями могли украшать общественные постройки (причем не всегда галереи - портики, а, к примеру, бани, акведуки, театры). Люди, которые там ходили, должны были понимать и воспринимать, что изображено, и все эти произведения должны были либо настраивать на определенный лад, либо радовать глаз и создавать приятный фон. Смею полагать, что размышлять над тем, почему художник решил выразить свои мысли не через реалистическое изображение, а совокупность форм, цветовых пятен или еще как-то, древние бы не стали. Тем более, что художники не считались людьми благородной профессии (как философы, поэты, ораторы). 

Средневековое искусство (европейское) развивалось в очень сложную эпоху: когда прежний культурный пласт был практически полностью уничтожен и восстановлен мог быть только по крупицам в очень урезанном формате. Искусство варварских королевств вряд ли достигло той ступени, когда художник пытается себя выразить через решение каких-то сложных, собственно творческих, задач. Дальнейшее развитие искусства определили духовные поиски людей средневековья.

Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница". Изучаю историю искусства и ландшафтную...  · 22 мая 2023  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com
Утвердительный ответ возможен только с оговоркой «совсем в другом смысле», которая автоматически ставит другую проблему: насколько другим этот смысл вообще в принципе может быть? Под определённым углом и кубизм не кубизм: художники 1910-х не пользовались абсолютным согласием по этим вопросам. К примеру, Виллар де Оннекур исследовал параллели между формами животных и геом... Читать далее
1 эксперт согласен
Я филолог-германист, специалист в области английского языка. Окончил ЛГУ в 1980 году...  · 29 мая 2023
А в 20 веке произошло вот что: развилась и стала доступна широким массам фотография. Она взяла на себя очень многие функции, которые раньше поручались художникам. Художникам грозила безработица. Многие занялись «халтурой» по раскрашиванию фотографий. У фотографии в те времена был один недостаток: в ней не хватало цвета. И художники ухватились за последнюю возможность:... Читать далее
Автор ответов на Яндекс Кью. Опытный пользователь компьютерной техники. Быстро находит...  · 27 мая 2023
🌟 В средние века кубизма не было, так как кубизм возник в начале 20 века. И в Римской империи не было импрессионизма, так как это направление возникло в конце 19 века. Разным эпохам соответствуют определенные виды живописи, потому что искусство всегда отражает дух времени, социально-экономические условия, культурные традиции и изменения в мировоззрении людей. В... Читать далее
В средние века кубизма не было, не потому, что "кубизм возник в начале 20 века." Вопрос в том, почему он возник... Читать дальше
любитель поп-культуры, мемемалист, шар  · 17 мая 2017
Я не искусствовед, чтобы все с ума сходили, но вспомню кое-что из школьной музыкальной программы. Абсолютно не претендую на экспертность. А теперь к вопросу. Наверняка были. Какой-нибудь Иоланиус в своей каморке рисовал абстракции. Но все дело в том, что они не вошли в историю, и наверняка это проверить практически невозможно. Едва ли Иоланиус вкладывал в свою... Читать далее