И импрессионизм, и кубизм есть такие направления, которые возможны лишь в свете определенного отношения к искусству. Если Вы вспомните, импрессионистов публика приняла далеко не сразу, а судьбы пост-импрессионистов тем более показательны (Ван Гог самый показательный пример). Эти направления возможны лишь тогда, когда искусство не подчиняется утилитарным целям, а ценно само по себе. В Римской империи, как и в античности вообще, искусство не было самостоятельно, оно было призвано что-то обслуживать. В Древней Греции искусство воплощало идею калокагатии (гармоничного становления человека), потому мы видим рафинированных дискоболов и Афин с греческими профилями. В Риме, где портрет возникает из посмертной маски, ценят реализм. В эпоху Римской империи, которая стала величайшей точкой развития классической древности, искусство было призвано служить идеологии: мы видим портреты императоров (важен был момент зримого присутствия правителя во всех уголках обширного Римского мира); крупных администраторов (статуя могла стать знаком благодарности человеку от конкретного лица или целой общины, или профессионального коллектива, или города, или, наконец, императора); выдающихся деятелей прошлого (император Август велел поставить на форуме статуи великих героев Римской истории, чтобы воодушевить современников). Отдельный разговор о статуях культового назначения, которые обслуживали сложную, требующую большого внимания к ритуалам политеистическую религию греко-римского мира. Художники занимались тем, что также было востребовано: опять же, немало было официальной живописи, которая концентрировалась на портретах императоров и батальных сценах. Была и камерная живопись, но она имела декоративное (росписи стен, картины для украшения интерьеров) или развлекательное значение. Картинами и статуями могли украшать общественные постройки (причем не всегда галереи - портики, а, к примеру, бани, акведуки, театры). Люди, которые там ходили, должны были понимать и воспринимать, что изображено, и все эти произведения должны были либо настраивать на определенный лад, либо радовать глаз и создавать приятный фон. Смею полагать, что размышлять над тем, почему художник решил выразить свои мысли не через реалистическое изображение, а совокупность форм, цветовых пятен или еще как-то, древние бы не стали. Тем более, что художники не считались людьми благородной профессии (как философы, поэты, ораторы).
Средневековое искусство (европейское) развивалось в очень сложную эпоху: когда прежний культурный пласт был практически полностью уничтожен и восстановлен мог быть только по крупицам в очень урезанном формате. Искусство варварских королевств вряд ли достигло той ступени, когда художник пытается себя выразить через решение каких-то сложных, собственно творческих, задач. Дальнейшее развитие искусства определили духовные поиски людей средневековья.