Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Были ли в Средние века кубисты, а в Римской империи импрессионисты? Почему разным эпохам соответствуют определенные виды живописи?

ИсторияИскусство и культураНаука
Анонимный вопрос
  · 15,1 K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница". Изучаю историю искусства и ландшафтную...  · 22 мая 2023  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com
Утвердительный ответ возможен только с оговоркой «совсем в другом смысле», которая автоматически ставит другую проблему: насколько другим этот смысл вообще в принципе может быть? Под определённым углом и кубизм не кубизм: художники 1910-х не пользовались абсолютным согласием по этим вопросам.
К примеру, Виллар де Оннекур исследовал параллели между формами животных и геометрическими фигурами — квадратами, треугольниками, пятиконечными звёздами и т.д. В принципе, в этом есть параллель с кубизмом. Но для Оннекура эта связь была символической, нежели пиктографической, и тем более не динамической, как её воспринимали Брак и Пикассо. 
С Средневековье также была абстрактная иллюстрация — цветовые панели, изображающие теологические концепции или отрывки из Библии. Они часто похожи на творчество Малевича, Поллока и Ротко — но очевидно, их интенция не имела ничего общего с формализмом или экспрессией в контексте промышленной революции, Ницше и водородной бомбы.
То есть, вне исторического контекста можно найти множество необычных пересечений, которые существенно обогащают наше представление и об искусстве прошлого, и о корнях настоящего. Некоторые открытия повторялись. Многие вещи распространённее, чем можно было предположить. И так далее.
Но во-первых, чисто формальный подход подрезает и содержательную часть тоже, а во-вторых — как бы эти параллели ни были интересны, они ничего не проясняют в искусстве Средневековья самом по себе. Мы всё равно должны опираться на источники периода, которых всегда по умолчанию слишком мало.
Это в свою очередь отвечает на второй вопрос. Искусство не редуцируется до своей среды, но почти всегда с ней плотно взаимодействует. Искусство Средневековья вышло из столкновения нескольких визуальных культур, ни одна из которых не была постреволюционной Францией. Оно знало и использовало геометрию для своих целей — но для кубизма недостаточно просто знать, что такое куб. Ему требуются кинематограф, африканские маски, ненависть и Сезанн.
Это неплохо. Если бы в каждой эпохе был свой кружок каждого типа живописи, «супрематисты палеолита», её можно было бы объявить исчерпанной и, наверное, кони двинуть.
1 эксперт согласен
Я филолог-германист, специалист в области английского языка. Окончил ЛГУ в 1980 году...  · 29 мая 2023
А в 20 веке произошло вот что: развилась и стала доступна широким массам фотография. Она взяла на себя очень многие функции, которые раньше поручались художникам. Художникам грозила безработица. Многие занялись «халтурой» по раскрашиванию фотографий. У фотографии в те времена был один недостаток: в ней не хватало цвета. И художники ухватились за последнюю возможность:... Читать далее
Автор ответов на Яндекс Кью. Опытный пользователь компьютерной техники. Быстро находит...  · 27 мая 2023
🌟 В средние века кубизма не было, так как кубизм возник в начале 20 века. И в Римской империи не было импрессионизма, так как это направление возникло в конце 19 века. Разным эпохам соответствуют определенные виды живописи, потому что искусство всегда отражает дух времени, социально-экономические условия, культурные традиции и изменения в мировоззрении людей. В... Читать далее
В средние века кубизма не было, не потому, что "кубизм возник в начале 20 века." Вопрос в том, почему он возник... Читать дальше
любитель поп-культуры, мемемалист, шар  · 17 мая 2017
Я не искусствовед, чтобы все с ума сходили, но вспомню кое-что из школьной музыкальной программы. Абсолютно не претендую на экспертность. А теперь к вопросу. Наверняка были. Какой-нибудь Иоланиус в своей каморке рисовал абстракции. Но все дело в том, что они не вошли в историю, и наверняка это проверить практически невозможно. Едва ли Иоланиус вкладывал в свою... Читать далее
редактор паблика «Римский взгляд», кандидат исторических наук, преподаю историю  · 17 мая 2017  ·
dies_civilis
И импрессионизм, и кубизм есть такие направления, которые возможны лишь в свете определенного отношения к искусству. Если Вы вспомните, импрессионистов публика приняла далеко не сразу, а судьбы пост-импрессионистов тем более показательны (Ван Гог самый показательный пример). Эти направления возможны лишь тогда, когда искусство не подчиняется утилитарным целям, а ценно... Читать далее