Художник. Рассуждаю о вопросах теории искусства, пишу арт-критику и тексты для выставок · 23 нояб 2021
Вопрос философский)))
Постмодернизм - работа с культурами, цитированием цитат, копированием копий, пастишем. Т.е. на языке постмодернизма: я тебя люблю" звучало бы как: "как говорилось в таком-то месте такого произведения таким- то автором, а потом повторялось еще в нескольких местах, я тебя люблю". Постмодернизм, в отличие от модернизма, работает с культурами.
Язык постмодернизма включает в себя самые разные игры с культурой прошлого: цитаты, заимствования образов, фраз, фабул, практик. Может иметь место заимствование из любой эпохи и игра с этим. Например, с наскальной живописью.
Я считаю, что в культуре ничего не появляется ниоткуда и не исчезает бесследно. И в этом плане наскальная живопись стала первым звеном цепи (которое мы смогли обнаружить). Цепи, в которую входит вся культура человечества, в том числе рефлексия по поводу состояния культуры, именуемая постмодернизмом.
Если говорить о влиянии, выразившемся в конкретных произведениях, то у многих сибирских художников 20 века популярны интерпретации наскальной живописи, сделанной как станковые картины.
Или вот примеры живописи "вдохновленной" наскальными рисунками
p.s. я не утверждаю, что вышеназванные авторы - постмодернисты (это была бы чересчур поверхностным обобщением). Но сама практика такой работы с искусством прошлого действительно родом из постмодернизма
"Близнец". Литература и живопись(Сезанн). Отдаленная древность. Гиперборея. Мировой... · 16 нояб 2021
Наскальная живопись, на мой взгляд, смыкается здесь с концептуализмом, когда идет верховенство идеи над формой, облекающей эту идею. Наскальная живопись распространяется по "картинной плоскости", (если так можно назвать бугристую стену пещеры), свободно, по своим законам, не имея каких-то "рамок", ограничивающих действо, явно сакральное - перед этими изображениями шли... Читать далее
Я не уверен насчёт именно наскальной живописи, но вообще антропология и структуралистское направление в ней оказали большое влияние. Как и многие другие исследования, они показали условность тех норм, культурных конвенций, которые в Европе воспринимались как незыблемые.
Наскальная живопись сперва воспринималась как совсем юное искусство, «детство» культуры, вроде... Читать далее