Системный исторический подход ставит под сомнение утверждение, что религия является причиной или корнем всех зол. Скорее природа человека такова, что абсолютно все движения и идеологии, независимо от того религиозные они или нет, обладают способностью воодушевлять людей на порой ужасные поступки. Из событий, произошедших в 20-м веке и ранее, где процветали идеологии, санкционирующие антирелигиозную жестокость, непозволительно делать вывод о том, что атеизм в целом или атеисты в частности являются аморальными или жестокими. Также существуют и некоторые патологически вредные и опасные формы религии, и необходимо чётко определить, что является для неё нормой, а что патологией, вместо резких обобщающих утверждений и обвинений религии в целом. Из этого можно было бы сделать вывод, что настоящей проблемой является не сама религия, а экстремизм и идеологии, провоцирующие жестокость, если бы не одно но. Мне не нужно судить о религии по фундаменталистам и экстремистам, достаточно взять её фундаментальные тексты и заявления руководящих органов, как с лёгкостью обнаружится, что священные тексты полны абсурдных и аморальных утверждений, глядя на которые кому-то очень сложно будет убедить меня, что они были написаны метафорическим языком.