Конкуренция - это по сути, антоним слова монополия, при которой, как известно, контроль над ценой и объёмом предложения товаров или услуг в определенной сфере экономической деятельности находится "в руках" одной крупной компании или нескольких (картельный сговор), что резко сокращает возможности для предпринимательской деятельности в этой сфере экономики, и дает возможность монополии злоупотреблять своим эксклюзивным рыночным положением.
Когда же на рынке присутствуют много компаний, то у потребителей есть выбор - у кого покупать тот или иной товар или чьими услугами пользоваться. Это обстоятельство, не позволяет компаниям расслабиться, и заставляет постоянно работать над улучшением качества товаров и услуг, при этом удерживая цены не выше чем у конкурентов, иначе перестанут брать. Именно из-за этого соревновательного эффекта, который в теории, с одной стороны, должен мотивировать и подталкивать малый и средний бизнес ко всестороннему развитию, а с другой, убирать с рынка компании не соответствующие запросам потребителей, конкуренцию считают мотором рыночной экономики.
Однако, на основании личного опыта могу сказать, что на практике, далеко не все так радужно. Плохие и даже худшие компании, далеко не всегда покидают рынок, так как конкуренция бывает и не честная тоже, которая позволяет удержаться на рынке, даже имея наихудшие показатели цена-качество. Проплаченные отзывы, видеоролики, статьи - это только малая часть арсенала недобросовестных компаний.(статистика недобросовестной конкуренции).
К сожалению, несмотря на то, что в России есть Статья 14 Закона № 135-ФЗ о недобросовестной конкуренции, бороться с этим сложно, поскольку зачастую "заказной негатив" идет через интернет и отследить его в большинстве случаев невозможно. Поэтому, начинающим предпринимателям, необходимо просто быть к этому готовыми.
Потому и считают, что только наличие конкурентов заставлияет предпринимателя заботиться о качестве продукции, снижать издержки и цену, заботиться о персонале как носителе «ноу хау». Попытка заменить реальную конкуренцию социалистическим соревнованием была малоэффективной: там коллективы боролись на переходящее знамя, тогда как предприниматель - за выживание.
Конкуренцию можно считать синонимом слову изменчивости и выживаемости, в природе, борьбу за основные блага. Поэтому конкуренция всегда и везде, во всех системах будет являться двигателем прогресса и адаптируемости.
Есть простое объяснение. Если капитал руководствуется максимизацией прибыли, а это - его цель. Значит, он не безразличен к средствам ее достижения. Конкуренция - их\средств совокупность. Они разные. От допустимых и принятых до вводимых в оборот, применяемых с позиций силы, то есть нелегитимного, но действующего и действенного права.
Благодаря конкуренции происходит распределение доходов между предприятиями в соответствии с их вкладом в повышение эффективности производства. Благодаря конкуренции осуществляется контроль экономической силы каждого предприятия, а потребитель имеет возможность выбора продавцов, контролируя качество обслуживания и цены.
Особо яркий пример ТСЖ, всякие там сети и пр. раздробленное единое.