Сегодня вышло сообщение, что Центробанк предложил ограничить двумя часами допустимое время, в течение которого из-за сбоя могут не работать банковские приложения и другие сервисы.
Но вопопрос в другом - они никак не компенсируют убытки изза того, что не починили вовремя систему?
Что нужно сделать, чтобы добиться компенсации от банка?
Добрый день! По этой тематике писал как-то небольшую заметку в Дзене. Частично процитирую сам себя и тут.
Действительно, многие сталкивались с ситуацией, когда мобильное приложение банка недоступно, что приводит к невозможности совершить банковский перевод, воспользоваться денежными средствами, оплатить покупки и.т.д.
Такой сбой теоретически может привести и к убыткам, например пользователь не смог оплатить товар, а позднее его цена изменилась в большую сторону. Есть случаи, когда банк, обосновывая правомерность совершения технического овердрафта, ссылается на сбой в работе программного обеспечения.
Банки, в свою очередь, могут включать в договор с клиентом условие о том, что они не несут ответственность вследствие сбоя в работе программного обеспечения. Но будет ли такое условие являться действительным?
Ответ на этот вопрос был дан Верховным Судом Российской Федерации в 2014 году. Из Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25.11.2014 N 5-КГ14-124 следует:
«Поскольку работа программного центра охватывается рамками предпринимательской деятельности банка и сбой программного обеспечения не является следствием непреодолимой силы, то не освобождает банк от ответственности перед клиентом за ненадлежащее предоставление услуги».
Такое толкование Верховного Суда позволяет делать вывод, что пункт договора, содержащий условие о том, что банк не несет ответственности вследствие сбоя в работе программного обеспечения, является ничтожным.
Подобная позиция получила развитие в дальнейшем. Из Апелляционного определения Новосибирского областного суда от 30.07.2020 по делу N 33-3866/2020 следует:
«Потребитель финансовой услуги, в данном случае является экономически более слабой стороной, в связи с чем, на нее не могут быть возложены условиями договора риски сбоя и отказа в дистанционном обслуживании, связанные с нарушением в работе оборудования связи и или сетей связи
Таким образом, условие договора банковского обслуживания, предусматривающее освобождение банка от ответственности перед клиентом за сбои и отказы в дистанционном обслуживании, связанные с нарушением в работе оборудования связи и или сетей связи, и возникшими в этой связи у клиента убытками, ущемляет права истицы, как потребителя, нарушает положения ст. 16 Закона о защите прав потребителей и противоречит п. 3 ст. 401 ГК РФ, в связи с чем, является ничтожным».
Вышеприведенные позиции судов позволяют сделать вывод, что если клиент банка понёс убытки из-за сбоя в работе приложения, то клиент имеет хорошие шансы взыскать эти убытки с банка.
Самое же сложное в этом будет это доказать причинно-следственную между убытком и непосредственно сбоем приложением. А применительно к биржевым сделкам, однозначно нельзя быть уверенными, что суды позицию ВС РФ применят и для банка, когда он выступает брокером.
В целом, считаю, что надо пробовать, только развитие практики тут поможет.