Признаюсь, что довольно часто отношусь к некоторым вопросам на Кью, руководствуясь советом одного очень известного философа: "Каждого человека можно выслушать, но не с каждым стоит разговаривать ". Вот и на этот вопрос вначале отвечать не хотела.
Ну действительно, зачем отвечать на вопрос, если ответ очевиден? Ведь очевиден же ответ на вопрос: зачем художнику краски? Хотя, может это не вполне удачное сравнение: "краски" для художника скорее сопоставимы со "словом" для писателя. Хорошо, тогда повернем другой гранью… Теория литературы то же, что для художников инструкция по разведению красок, по использованию мастихинов или кистей. Но теория литературы – это не пыльный шкаф с архивом, помещённым в выдвижные ящички, на которых написано: род такой-то, жанр такой-то, выразительные средства такие-то, а живое и сложное явление.
Почему люди читают? Чтобы разбудить своё воображение, испытать удовольствие от этого, утолить эмоциональный голод.
Но не секрет, что писатели иногда используют один и тот же сюжет, рассказывают похожие истории, а произведения получаются разные. Книги отличаются скорее не тем О ЧЁМ они написаны, а тем КАК написаны. Другими словами, ЛИТЕРАТУРА – это НЕ ЧТО написано, а КАК написано.
Вот говорят, литература отражает жизнь… Но и зеркало отражает жизнь. Литература - скорее зазеркалье, где всё может быть как в жизни и всё-таки не так, а, благодаря мастерству писателя (которое основано на знании теории литературы), ярче, выпуклее, эмоциональнее.
Чтобы и читателю оценить красоту литературного произведения, ему надо знать, что скрыто за писательским трудом. Для этого мы и изучаем литературу в школе.
Если мы отказываемся от знаний об искусстве, мы отказываемся от лучшего, что есть в искусстве.