А зачем теория электрику? Чтобы не удариться током, верно?
Давайте уточним Ваш вопрос. Литературе теория не нужна. Она нужна литературоведам и писателям, причем последним - в меньшей степени.
Естественно, что ни Гомер, ни Сервантес, ни Чехов никакой теории литературы профессионально не изучали. Что не помешало стать им великими писателями. Это относится к 90% больших писателей, так что тут у нас с Вами легко найдется консенсус.
Отвечать на этот вопрос нужно через ответ на другой вопрос. Зачем нужно литературоведение? Для меня ответ очевиден - чтобы создать систему, которая приучает читателя к чтению. Другой (основной) функции у этой науки быть не может.
Одной из методик приучения читателя к чтению является беседа, то есть погружение читателя в мир пост-чтения, - что реализуется через дискуссию, семинары, просветительские лекции и использование метаязыка.
Так как вести такую дискуссию о сюжете можно не больше получаса, - большинство произведений не радуют нас крутыми непредсказуемыми…, то можно попробовать читателю показать творческую мастерскую писателя.
Читатель, таким образом, сможет ознакомиться с базовыми понятиями анализа, с базовыми понятиями создания, сам попробовать стать читателем.
Для детей это, например, может быть чертовски интересно.
Ну, а чтобы создать такую педагогическую концепцию, нужно самому погружаться в теорию, потому что учитель знает всегда больше ученика в три раза и набит "ненужной" информацией, иначе какой с него учитель.
Вот за этим литературоведу нужна теория литературы.
Надо добавить, конечно, что основным термином в этом словосочетании является "теория". То, что изучается сейчас под этим названием, ничего общего с теорией литературы не имеет даже на 70%.
Недавно у Виктории Ледерман прочитали с ребенком, как учитель в пятом классе вызывает ученика 11 лет, и требует от него назвать пять особенностей "народной сказки".
Вот это у нас называют "теорией литературы", то есть способность убить интерес к чтению еще в школе, давая детям совершенно не нужные (им) для анализа текста знания.