Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Еще Пушкин предрекал будущее белым стихам, и в серебряный век выдвигали ту же идею. В чем они ошибались?

ИсторияЛитератураПоэзия
Тимофей Бондаренко
Филология
  · 13,6 K
главный редактор журнала поэзии «Воздух»  · 16 февр 2022
Приятно, конечно, почувствовать себя умнее Пушкина, но повод выбран неудачный, потому что Пушкин, натурально, был прав. Исчерпаемость рифмы как приёма не в том, что заканчиваются и начинают повторяться конкретные рифменные пары, а в том, что рифма начинает восприниматься как чисто механический атрибут стиховой формы — в терминологии литературоведения начала XX века она «автоматизируется». Общее развитие любого искусства устроено так, что от автоматизировавшихся элементов они начинают избавляться. Поэзия XX века начала избавляться от рифмы и метра ровно таким же образом, каким визуальное искусство — от фигуративности, а музыка — от тональности: если нечто укоренилось как обязательный признак искусства, то искусство реагирует на это как на оковы и препятствия: ликвидирует и сбрасывает. Но, разумеется, ликвидирует и сбрасывает только как обязательный признак: в качестве необязательного всё вполне может сохраниться, поэзия может обращаться к рифме, живопись к фигуративности, музыка к тональности — но может и не обращаться. Из «приёма по умолчанию» рифма превращается в один из множества способов организации стихотворного текста, который может понадобиться поэту здесь и сейчас, — это единый мировой процесс (разумеется, для тех национальных поэзий, где рифма как обязательный элемент была, — потому что в некоторых её и не было). В русской поэзии этот процесс был искусственно остановлен социально-политическими потрясениями, поскольку советская культурная политика со второй половины 1920-х годов была ультраконсервативной, в приказном порядке насаждавшей во всех видах искусства нормы XIX века, — поэтому процесс более широкого движения в сторону непредзаданной формы активно пошёл только в постсоветскую эпоху, при значительном сопротивлении старших поколений. Уже в конце 1990-х М. Л. Гаспаров, крупнейший российский стиховед, показывал значительные различия метрического репертуара (а рифма — элемент метра в самом широком смысле термина) в поэзии «либеральных» и «консервативных» изданий, и с тех пор этот разрыв значительно вырос. Но, конечно, широкие читательские массы и авторы-любители остаются не в курсе (по другим причинам) и продолжают ориентироваться на стандарты середины XX века, которые в специфической русской ситуации представляют собой стандарты середины XIX века. Пушкин видел дальше и лучше.
1 эксперт согласен
Ну да! И осмысленность текста давно уже набила оскомину! Современное искусство должно быть бессмысленным! И... Читать дальше
историк идей, теоретик литературы  · 27 нояб 2021
И Пушкин, и деятели серебряного века указывали на простой факт, ограниченность рифменного репертуара, так что в конце концов рифмы будут повторяться и отсылать к прошлому, а не к настоящему и будущему. Это явление хорошо известно в поп-музыке, ограниченность набора мелодий и возникающая от этого "ретромания" (термин Саймонда Рейнольдса), повторы старых мелодических... Читать далее
1 эксперт согласен
Конечно, АС Пушкин, он, и в поэзии АС. Неточные рифмы у него везде, особенно, в "Евгении Онегине". Не боялся, однако!
Филолог, литературовед, преподаватель языков, политический публицист, литератор.   · 29 дек 2021
Они ошиблись только в том, что белый стих заменит рифму и ритм. Было ложное представление о развитии поэзии, в которой рифмовать будет нечего, кроме повторов. Но поэзия - это не только форма, но и смыслы. Поставленная в нужный контекст самая банальная рифма оживает и начинает давать эстетический эффект. На примере мемов. Берем принятое обозначение Путина - "сказочный... Читать далее
Мой телеграм-канал о литературе. Перейти на t.me/smertavtora
1 эксперт не согласен
Содержит оскорбление.
"Близнец". Литература и живопись(Сезанн). Отдаленная древность. Гиперборея. Мировой...  · 26 нояб 2021
Верлибр - особым образом ритмизированная проза с особым поэтическим языком. Лично мне она близка тем, что я от природы не способен втискивать мысль в решетки "ямба и хорея", и до сих пор не знаю, что такое глагол. Вся эта механика языка из курса 3-4 класса средней школы воспринимается мною отдаленным кошмаром. Хотя, читать поэзию люблю. Образцом белого стиха вижу все те... Читать далее
2 эксперта не согласны
Стихотворения в прозе Тургенева не написаны верлибром.
Увлекаюсь видеосъемкой, написанием книг, изучаю английский язык.  · 16 февр 2022
До Тредиаковского и Державина в русском поэзии вообще не было рифмы и классического ритма (дактиль, амфибрахий и т.д.). И белый стих и верлибр это не одно и то же.
Это не ответ на вопрос. Да и неверно. Державин и Тредиаковский вовсе не современники. И Тредиаковский был... Читать дальше