Здесь очевидно, что не надо заново изобретать велосипед:
- уже есть несколько десятков (около пятидесяти) рейтинговых российских бизнес-школ;
- реализуется программа развития практико-ориентированных вузов;
- вузы создают технопарки, базовые кафедры и лаборатории в успешно действующих компаниях;
- в качестве преподавателей (спикеров) работают приглашенные в университеты/школы специалисты бизнес-сообщества и т.д.
Все перечисленное основывается на основе постоянного совершенствования и адаптации российского законодательства к запросам реального бизнеса.
В то же время федеральные государственные образовательные стандарты, разрабатываемые в профильных ведомствах, характеризуются преобладанием академических часов, отводимых теории, а не практике. Это представляется главной проблемой отставания государственного образования от реального бизнеса. В таких условиях необходима активизация процессов интеграции образования (плюс наука) и бизнес-среды. То есть система образования должна прежде всего работать на удовлетворение общественных потребностей национальной/региональной/отраслевой экономики.
Для решения данной задачи необходимо усилить ресурсное обеспечение вузовской науки. В данном аспекте особо востребованными становятся национальные проекты по научным направлениям: к примеру, создание в регионах научно-образовательных центров (комплексов), аккумулирующие технологические парки, бизнес-инкубаторы, конструкторские бюро, венчурные компании и др.
На данный момент самым эффективным методом расширения взаимосвязи образования и реального бизнеса являются бизнес-школы, пользующиеся особой популярностью среди менеджеров среднего и высшего уровня, предпринимателей. Главная задача таких школ заключается в обучении студентов практическим навыкам ведения бизнеса. К наиболее востребованным относятся:
- Московская школа управления «Сколково»;
- Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС;
- ВШ менеджмента СПбГУ;
- ВШБ МГУ им. М.В. Ломоносова;
- Центр программ MBA,
- DBA ВШБ НИУ ВШЭ и другие образовательные центры/школы.