Перед тем как говорить о возможностях ораторского искусства в профессии педагога, полезно задуматься о цели внедрения этих приёмов в обучение - зачем мне требуется изучить и применять их? Какого эффекта я хочу добиться? Что у меня происходит сейчас в обучении?
Вы можете в процессе понять, что, например, у вас и так всё хорошо, или что сейчас целесообразнее поработать не над формой подачи, а над содержанием материала, который подаёте. Любой исход нормален.
Чем могут быть полезны приёмы публичных выступлений?
Здесь буду опираться на свой опыт как бизнес-тренера в компании и на научные источники:
- Поможет в нужных местах расставить интонационные акценты, что позволит обучающимся лучше усвоить информацию и запомнить важное
- Экспрессивное выступление покажет ваше отношение к теме, а эмоции вызывают интерес слушателей
- Вы будете более уверены психологически, потому что будете уметь говорить просто о сложном :). Как говорил мой тренер по тренерскому мастерству, "Не важно о чём рассказывать, когда умеешь учить"
Важность экспрессии подтвердил эксперимент 1970 года в медицинской школе Калифорнийского университета. Там актёр под именем доктора Майрона Фокса ярко выступил с докладом, хотя к содержанию того доклада были - да и до сих пор, наверное, есть - серьёзные вопросы. Тем не менее, это не помешало "доктору" завоевать симпатии студентов. В итоге это явление так и назвали - эффект Доктора Фокса.
Как развивать? Можно в тексте расставить акценты на важных моментах. Их можно выделить интонацией, паузами, жестами, мимикой - как по отдельности, так и всё вместе.
Также полезно в процессе приводить примеры по теме. Например, вы лектор на паре по психологии и приводите яркий случай из своей терапевтической практики.
Этого уже достаточно, чтобы усилить свой урок/лекцию. Дальше только практика. Про развитие дикции и звукоизвлечения вообще молчу. Это отдельная тема :)
Резюмирую: ораторское искусство - крайне полезный навык в профессии педагога, потому что улучшает подачу материала, и он лучше запоминается.
Важно, чтобы применение инструментов оратора не было в ущерб смыслу!