Проблем конечно больше, чем три. Современная система образования, на самом деле, совсем не современная, только создается видимость современности. Одни из ключевых проблем:
- Несоответствие образования потребностям современного общества.
Проблему можно подтвердить данными о том, сколько людей работают не по специальности, а это почти половина страны, по данным ВЦИОМ 47%.
Или тем, сколько учеников обращаются к дополнительным источникам освоения школьной программы (репетиторы, курсы и т.п.) Это число варьируется до 67%.
- Неэффективная система управления.
Огромная система управления с подразделениями на каждом уровне, начиная с министерства образования, заканчивая отделами образования в каждом муниципалитете. Все дублируют функции друг друга, спускают их на уровень школ и отдельного учителя, который должен предоставить бумажку, чтобы все эти уровни сделали свои отчеты и показали как они эффективно сработали. Та же система повторяется и в школах в виде директора и немалого количества его заместителей, которые предъявляют уже свои требования и отчетность. У учителя в таких условиях не остаётся сил на творчество, внедрение новых методов обучения, совершенствование своей квалификации.
- Классно-урочная система обучения. Современным детям все больше требуется индивидуальный подход (который кстати прописан в современных ФГОС), но в условиях наполняемости классов до 40 человек, ограниченности урока и его жесткой структуре, довольно трудно обеспечить индивидуальную траекторию развития отдельного ученика. Детей больше заинтересовывают нестандартные формы занятий в виде тренингов, мастер-классов, игр, экскурсий, привлечения интернет ресурсов. Такие формы обучения сложно вписать в стандартный образовательный процесс. Деление на слабые, сильные классы, снижает шансы эффективного обучения для менее способных учеников. Современная классно-урочная система не позволяет раскрыть индивидуальный потенциал каждого учащегося, а часто подавляет его.