Пока мы находимся в ситуации репродуктивной педагогики, мы никак не сможем избежать списывания. Только при переходе на творческую педагогику наши ученики начнут сами пытаться мыслить. данном случае слово "творческая" относится не к учителю (хотя и к нему), но к ученикам. Процесс их обучения должен выстраиваться как творческий процесс самостоятельного познания. Представьте себе, что в художественной школе (любого направления) ученик начнёт списывать! Что он там будет списывать? Свою картину? Свою скульптуру? Своё исполнение на музыкальном инструменте?
Но для того, чтобы перейти на творческую педагогику, необходимо выстроить систему индивидуального обучения. У нас сегодня есть индивидуализация. Но это попытки очень дальнего приближения к требуемому. Настоящая же индивидуальная творческая педагогика сегодня недоступна по ресурсным соображениям.