На экзамене по сочинению или изложению рядом с учителем лежали книги с произведением, словари и тд. Подходи, бери.
На экзамене по математике лежали справочники с формулами, таблицами и прочим. Подходи, бери.
На контрольной по истории у каждого на столе лежали ТРИ разных учебника - читай.
И так далее.
Если цель учителя в том, что бы вызубрили его предмет и не отклонялись ни на миллиметр от его мнения - то только списывание. Человек просто физически не способен запомнить ВСЮ программу.
Если же цель учителя научить анализировать, думать, применять знания в разных ситуациях, искать информацию в справочниках, пользоваться разными источниками, то списывание бесполезно - это просто ничего не даст.
Я не встречал еще инженера, который наизусть помнит тысячи формул и миллионы параметров и констант. Он всегда проверяет себя по справочникам.
Да даже учитель готовится к КАЖДОМУ уроку, хотя у него этих же уроков было несколько, что не запомнил? ДВА! Плохой учитель! Никто же так не говорит?
Вот и экзамен не должен быть тупым пересказом учебника, тогда и списывание станет бесполезным.
.
И другая сторона - оценки. Ученики и их родители должны перестать бояться двоек и троек. А учитель должен понимать, что двойка ученику это и ему оценка, как учителю - не справился! Плохо объяснил, не заинтересовал. Да может ученик просто проболел эту тему.