Достоевский–не только (точнее--"совсем не") портрет над школьной доской. Это автор с серьёзным литературным наследием, любимого в самых разных уголках мира. Что уж говорить о личности, буквально сошедшей со страниц какой-то остросюжетной и интригующей книги: русская душа, конечно, широка и размашиста, но далеко не каждый совместит в себе жестокий, далекий от христианства, порок игровой зависимости и глубокую, настоящую веру, или террористические наклонности и христианскую любовь ко всем. Сама по себе биография Достоевского очень интересна: о чем человек с такими крайностями, с такой насыщенной жизнью, говорит в своих книгах? И самое главное--как? Надо почитать! Да и содержание его произведений, как и жизнь писателя, порой повергает в шок своей контрастной диалектикой: сколько ужасающих (если не мерзких) событий (одних убийств и растлений...!), и сколько, в то же время, моментов перерождений, воскресений, преодоления себя... "Надрыва".
Литературоведческая сторона произведений Достоевского не менее важна для школьной программы: от пресловутых аргументов на ЕГЭ (простите за тривиальность) и до гармоничного понимания литературного процесса в целом. Можно долго и увлеченно наблюдать, как в ткань текста "Бедных людей" виртуозно вплетен "Станционный смотритель", как просвечивает через "Двойника" или "Преступление и наказание" демонические интонации гоголевского Петербурга--диалог Достоевского с этими писателями заслуживает, наверное, отдельного спецкурса :)
Наконец, не стоит лишать школьников Достоевского... Просто потому что это--интересные книги. Каждый из читавших хотя бы "Преступление и наказание" легко вспомнит, как виртуозно, как современно построена интрига в этом тексте:
«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! — подумал он с странною улыбкой. — Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьезно? Совсем не серьезно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!»
Да на какое же, наконец, дело? Куда, куда он идет? Это--напряжение, острота. Мы ведь не закроем книги, пока не узнаем...
Конечно, можно было бы еще говорить о нравоучительности, морали, "цель оправдывает средства или нет?" и проч и проч, но...
Я хочу сказать о другом.
В среднем, рейтинг самых впечатляющих школьных книг у моих знакомых не-филологов состоит из "Муму" Тургенева, "Мастера и Маргариты" Булгакова и... "Преступления и наказания" Достоевского.
Ну и как оставить школьников без ярких впечатлений после этого?
Филолог, литературовед, преподаватель языков, политический публицист, литератор. · 15 нояб 2021
Никого не надо исключать из школьной программы - туда включить надо много кого. Достоевский, конечно, великий писатель, хотя его убеждения, мягко говоря, - подлежат серьезной дискуссии.
Школьная программа по литературе должна быть реформирована в сторону добровольности чтения. В этом плане должен быть создан пул из 1000 произведений, в который входили бы и современные... Читать далее
Только философия. Всё остальное -- её частности. · 2 дек 2021
Спасибо моей школьной программе, что в ней был Достоевский. Но ни разу не потому, что в классе полоскались дорогие моей натуре музыки этого чуда... Школьная обязаловка оказалась лишь поводом-толчком. А всё содержание я вкушал интимно-персонально, не впуская в своё наслаждение никакую школу... Достоевский (Толстой, Лермонтов, Чехов, Гончаров, Гоголь, Горький, Пушкин... и... Читать далее
Думается, Достоевского стоит оставить в школьной программе, потому, чтокритика его произведений даёт школьникам представление о распространённых в то время взглядах, быте, нравах.
Достоевский нужен в школе для того, чтобы в процессе чтения его произведений и размышлений о них показать ученикам:
- Что чтение (даже если формально это детектив!) может быть трудным, но удовольствием.
- Чтобы это было именно удовольствие, нужно позволить себе сомневаться - в убеждениях писателя, его героев, своих первых впечатлениях от прочитанного. И всё время... Читать далее
Сейчас пенсионер, за прошедшую жизнь накопилось много знаний и информации, которой... · 7 дек 2021
Тут я не согласен с автором вопроса, Я выпускник 1972 года , и конечно нас заставляли изучать Достоевского, даже отрывок на изусть сдавали на оценку. Но уже тогда Достоевский сильно устарел и фактически был нам не понятен. Поэтому думаю Достоевского надо сильно сократить в школьной программе(оставить как ссылку). Учитывая , что современная молодежь сидит в интернете, а... Читать далее
Инженер. последний специалист по полевым транзисторам в РФ · 20 нояб 2021
В школе не учат тому, что ростовщичество в мире осуждается. Раскольников убил старуху-процентщицу, которая в Российской империи была уголовным преступником. За 9% годовых тогда полагалась каторга. Центробанк разрешает "микрофинансовым организациям" брать по 7 % В МЕСЯЦ. Если не учитывать опыт предыдущих поколений, то неизбежно появятся новые раскольниковы, нечаевы... Читать далее
А какую программу вы имеете в виду? Цель этой программы? У нас сейчас , что не "учитель" , то своя программа. Воспитать человека будущего цифрового века, без национальности, который будет легко ориентироваться в объектах потребления, как материальных так и интеллектуальных. Сумеет получать при этом максимум удовольствия от их использова... Читать далее
психология, социология, театр, кино, музыка · 1 дек 2021
Так как Достоевский один из представителей классической русской литературы - его труды заслуженные и нужные для образования. Считаю что исключение русского классика из школьной программы будет являться преступлением в сфере образования Российской Федерации!