Наступает момент (возраст ребёнка), когда ему пора пойти в школу.
Что для этого нужно? Все ли родители понимают этот глобальный вопрос? Как вовремя распознать потребности ребёнка? Что с ребёнком происходит, когда он идёт в школу или переходит в другую школу? Какие этапы ребенок проходит?!
Эти вопросы связаны не только с Монтессори-школами! Они касаются каждой школы и моментом перехода ребёнка в другую школу! Что за этим стоит? Позвольте напомнить, что в школу ребёнок приходит со своим багажом опыта! У каждого опыт свой! Вот насколько опыт ребёнка понимают его родители, сам ребёнок, соответствует ли школа к способу обучаемости и темпу восприятия информации у ребёнка?
Чтобы ответить на эти вопросы, у нас есть КРИТЕРИИ готовности к школе, разработанные психологами и педагогами ФГОС для НОРМАЛИЗОВАННОГО ребёнка! И Важно прийти к этой НОРМАЛИЗАЦИИ!
Например:
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ (ОБЩЕНИЕ со сверстниками, взрослыми- выстраивать отношение с ними; ОТНОШЕНИЕ к себе (самооценка); УМЕНИЕ ориентироваться на систему требований; УМЕНИЕ сознательно подчинять свои действия правилу (третий уровень послушаниях); УМЕНИЕ слушать говорящего; УМЕНИЕ выполнить задание по зрительному образцу.
2. МОТИВАЦИОННАЯ (готовность к групповым занятиям; познавательный интерес; сотрудничество; самоконтроль, внимание; стремление к успеху)
3. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ (способность обобщить, сравнивать предметы, классифицировать, выделять признаки, определять причинно-следственные зависимости; делать выводы; речевое развитие; развитие памяти)
4. ФИЗИЧЕСКАЯ (мышечная сила, гибкость, выносливость, устойчивые моторные навыки)
По этим критериям можно диагностировать уровень опыта ребёнка!
В Монтессори - школах эти критерии самые важные в развитии личности! Для этого программа рассчитана минимум на 3 года! Шаг за шагом ребёнок обретает навыки - уважение к взрослому, сверстнику, старшему по возрасту, среде…. Постепенно обретает нормализацию, социализацию и эмоциональное развитие согласно его возрасту, то есть критерии нормализации образуются.
Предположим, что ребёнок не проходит трёх-годичную программу и его переводят в другую школу? Его проблемные вопросы усилятся, период адаптации пройдёт ещё тяжелее.
А теперь важный момент - АДАПТАЦИЯ! Что это такое?
В любом новом начинании ребёнок или человек проходит ТРИ этапа адаптации:
1. ОРИЕНТИРОВАНИЕ (школьный режим, домашний режим). Обычно продолжительность этого этапа идёт 4-5 недель.
2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП (усвоение норм школьной жизни; собственное место в системе взаимоотношений; установление дружеских отношений со сверстниками). В НОРМЕ ребёнок адаптируется за 5-7 недель
3. АДАПТАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (усвоение базовых умений; сосредоточенность внимания на решение учебной деятельности; произвольность памяти и мышления)
Эти этапы важно помнить, понимать и вовремя поддержать ребёнка и быть с ним в сотрудничестве.
Очевидно, что дети, прошедшие школу Монтессори смелее и уверенней принимают трудности. Они всегда ищут альтернативу, они легче принимают изменения. Их не пугает соперничество или просто им это не нужно. Но! Дети Монтессори чувствительные к этике, культуре общения и к справедливости. Чтобы потенциал ребенка раскрылся, нужно учиться понимать ребёнка и видеть его потребности.
Выводы:
- важно понимать нормализацию ребёнка согласно его потребностям и возрасту;
⁃ важно знать этапы адаптации и помогать ребёнку их проходить;
⁃ необходимо наблюдать за ребёнком, дарить любовь ему и тогда он все трудности преодолеет более спокойно и уверенно!