Чтоб правильно провести анализ конкурентов, в первую очередь важно ответить, зачем его проводить.
Цели могут быть совсем разные: начиная от того, что вам просто хочется понять, кто ваш конкурент, и чем вы отличаетесь и заканчивая тем, что вам нужно срочно разобраться, почему люди к кому-то уходят и как этот кто-то продает.
Анализ конкурентов делится на мониторинговый и ad hoc (от задачи).
Мониторинговый важно проводить регулярно, просто чтобы знать, что делают ваши конкуренты. Смотрите за их ценами, рекламными активностями, заходите к ним и покупайте у них — чтобы понимать, что они используют и что вы можете применить у себя. Периодичность подобных исследований зависит от типа рынка, вашей доли на нём, уровня конкуренции, количества игроков и длины сделки. Здесь нет законов, просто понимайте, насколько важно иметь вам оперативную информацию о конкурентах, и как часто.
Анализ от задачи (ad hoc) полезен, когда вы готовитесь к изменениям бизнес-модели или своего бренда. Он обычно более детален и трудоёмок. Здесь мало просто посмотреть на сайт конкурента, его цены и зайти с тайной покупкой. Ещё важно узнать, что потребители думают о вас и ваших конкурентах. И для этого часто необходимо провести глубинные интервью, фокус-группы или опрос потребителей — в зависимости от серьезности задач. Иногда полезно опросить внешних экспертов.
В целом, важно понимать, какие есть ресурсы на анализ и для чего он нужен. Иногда даже простой монитор цен может быть полезен для решения вашей задачи. А иногда, если дело касается стратегических задач, то необходимо развернуть не только исследование сайтов и цен, но и спросить о ваших конкурентах потребителей.