Если ремесло — это то, к чему есть или есть склонность, или нет, а профессия — это то, чему можно и нужно научиться в ВУЗе, то реклама — это не то, и не другое.
В рекламе работают не только люди с талантом и склонностями. Талант определенно нужен для креативщиков из первой десятки рейтинга креативности АКАР. Но это даже не 10% от всех людей, занятых в рекламном рынке. В тех же агентствах работают аккаунты и стратеги, чья успешность зависит от совершенно других качеств. Со стороны же клиента, я почти уверен, что успешный менеджер по рекламе — в первую очередь успешный менеджер, а не успешный креатор.
Но если мы оцениваем ремесло и профессию, как разницу повседневной организации производства и критериев успешности, то получается следующая картина.
Ремесло подразумевает обучение у мастера в практическом опыте. Фактически, это такая дискретная картина: каждый мастер обучает по-своему, нет универсальных стандартов, что хорошо, что плохо, решает рыночек и то, наш или не наш этот человек. Если наш человек накосячил, то это проблема мастера, если мы видим косяк другого — это это проблема не его самого, а целого объединения, которое он предоставляет. Соотвественно, мы судим не потому хорошо это или не хорошо, качественно или не качественно, а в нашей это школе сделано или нет, привычно нам или нет.
Профессия подразумевает некоторое стремление к унификации.
В профессии есть единый стандарт и общепризнанный круг профессионалов, которые идентифицируют принадлежность к этому стандарту. Высшее образование — это всего лишь один из таких критериев, но не обязательно главный.
В этом смысле, цеховая ремесленная солидарность рекламистов значительно сильнее профессиональной. Мы судим работы человека исходя из того, насколько они похожи на наши или нет. Мы уверены, что в каждом агентстве есть свой собственный неповторимый дух.
И это не специфика рекламной индустрии, а её проблема. Рано или поздно рекламная индустрия придет к индустрии профессионалов, как более прозрачной системе производства.
Но я вижу тенденцию к изменению в позитивную сторону.