Коллеги, вольюсь в ваш стройный хор )) За последние пару лет довелось довольно глубоко погрузиться в мир дистанционного обучения в самых его причудливых формах, с разным количеством, "качеством" и возрастом учащихся. Краткие выводы таковы.
- В школьном возрасте дистанционные технологии не могут заменить живого обучения: отсутствие личного контакта с ребенком, невозможность держать в фокусе даже класс из 15 человек (выключил камеру = пропал), не говоря о 25-30 - для детского коллектива это критично. Плюс огромное количество отвлекающих факторов и отсутствие концентрации учеников на занятии, отсутствие рабочей атмосферы в "классе на диване" и т.п. Кроме того, бюрократическая государственная машина не справится с контролем дистанционного образования в полном объеме. Я работал в крупной онлайн-школе, там количество методистов, контролирующих качество проведения уроков - число того же порядка, что и количество преподавателей. В масштабах страны это будет что-то невообразимое.
- Дистанционное обучение взрослых (повышение квалификации, мастер-классы, и даже магистратура) наоборот - вполне возможно и даже очень удобно: не нужно никуда ехать, можно заниматься в удобное время, в.т.ч. асинхронно. Более того, хорошая цифровая платформа "вынуждает" и учителя и студента следовать методическим рекомендациям, вовремя выдавать и проверять задания, автоматически формировать отчетность. Для меня как для не слишком дисциплинированного человека это очень удобно. Посещаемость взрослых в дистанте у меня была в 1,5 -2 раза выше, чем при очном обучении.
Поэтому, я думаю, школа никуда не денется. Надеюсь, что истерика с бестолковым напичкиванием классов компьютерным оборудованием скоро закончится, компьютеры в начальной школе покроются кружевными салфетками и мы вернемся к нормальному живому обучению. А вот в сфере дополнительного образования миграция в сторону дистанционных технологий уже идет и причин останавливаться у нее пока не видно.