@Мария Сидорова, человек может определяться со своей профессией тогда, когда достигает нужного уровня самосознания. Вопреки распространенному мнению, достижение этого момента мало зависит от возраста, намного важнее воспитание, интересная и динамичная окружающая среда и количество накопленного жизненного опыта. И при правильном подходе к развитию ребенка, этот момент может наступить намного раньше чем средний возраст учеников 9 класса. Но не обязательно. В любом случае все индивидуально, и загнать всех детей в одинаковые рамки того, что учить, когда учить, и сколько учить - глупая идея.
Насчет баяна с нейронными связями - они формируются в следствии любой деятельности человека и отвечают за улучшение тех действий, в результате которых они образовались. То есть, нейронные связи которые образовались в следствие изучения синусов и косинусов, помогут человеку решать задачи с синусами и косинусами, и никак не будут участвовать в решении бытовых задач. Зато в решении бытовых задач помогут те нейронные связи, которые сформировались, во время выполнения тех самых бытовых задач. Это принцип специализации, вы не можете научиться играть на фортепьяно, занимаясь каждый день баскетболом. Мозг так не работает.
Тем более бессмысленно учиться чему либо с расчетом на то, что "когда нибудь пригодится". Если нейронные связи долгое время не используются, они деградируют. Поэтому узнав на уроке биологии чем питаются киты в 15 лет, человек вряд ли ответит на этот вопрос своему ребенку по памяти спустя еще 15 лет. Знания и умения должны использоваться, иначе они лежат бесполезным грузом, а мозг "не любит" бесполезный груз и избавляется от него.