Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что вы думаете о «фаталистической» концепции исторической науки, изложенной Л. Толстым в романе «Война и мир»?

ИсторияФилософия+3
Дмитрий Каспийский
  · 11,0 K
Кандидат исторических наук. Специалист по истории национального вопроса в России.   · 10 окт 2022  ·
asocial_gumoMEM
Концепция интересная, но абсолютно противоречивая. С одной стороны, Толстой во многом предвосхитил идеи хаостории (виртуальной истории, квантовой истории), когда говорил о том, что на любое событие влияет огромное количество предпосылок, каждая из которых одинаково важна для хода исторического процесса. То есть один иначе сделанный шаг - и все может кардинально измениться. И вот тут как раз возникает противоречие, поскольку идея фатализма подразумевает отсутствие у действующих лиц исторического процесса свободы воли. Соответственно никто не может поступать как-то иначе. Тогда теряется смысл в первой части утверждения: зачем нам говорить о множестве предпосылок, если результат уже задан. Соответственно все сводится к одной предпосылке - воле Бога. Но в этом случае теряется свобода воли - а ведь именно она является главным даром Бога людям. А в трактовке Толстого этот дар оказывается совершенно бесполезным. В этом плане гораздо интереснее точка зрения философа и историка Льва Платоновича Карсавина, который говорил о том, что да, событие уже предопределено, но будучи таковым оно порождает "обратную цепочку" причинно-следственных связей, то есть следствие создает причины, а не наоборот. И вот эти-то причины уже не связаны с фатумом, их создают люди своей свободной волей.
Канал на Дзене - ИстАдмин. Статьи по истории в разных ее вариацияхПерейти на dzen.ru/ist_admin
1 эксперт согласен
Вспомнил эпопею Айзека Азимова "Foundation". Там в основе фабулы возникшая наука психоистория, которая на основе... Читать дальше
по профессии - историк-архивист, круг профессиональных интересов - история России...  · 10 окт 2022
Во-первых  для меня роман Толстого - это художественное произведение, а не изложение исторической концепции. В целом в подходе к описанию исторического процесса есть рациональное зерно, а именно объективность самого процесса то есть наличие причинно-следственных связей в его развитии, часто не осмысленных до конца современниками и потомками. В то же время фаталистический... Читать далее
политика, экономика, история  · 11 окт 2022
Абсолютизация фатализма также не верна, как и абсолютизация "свободы воли". Обе концепции достаточно относительны и "работают" лишь на "ограниченных участках". Действительно, можно наблюдать как одно событие является причиной другого, но чаще всего причинно-следственная связь не "жёсткая" и всегда остаётся "свобода для манёвра". Ярче всего эта "свобода" проявляется в... Читать далее