Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Действительно ли каждый историк отражает историю государства и своей страны в соответствии времени и политическому устройству?

Встречали ли вы труды, где история была представлена в "чистом", подкрепленном лишь фактами, виде, без угоды властям и государям прошлых лет?

Возможно ли это без призм современности, в котором жил автор? Или это невозможно без личных суждений, а они рождаются так или иначе под влиянием социума?

Как же добраться тогда до истины и увидеть цельное повествование жизни мира или страны без политического влияния и прочих социальных "примесей"?
Или это утопия?

ИсторияИсторики+2
Анастасия Плотникова
История
  · 12,5 K
Редактор, канд. ист. наук, история культуры  · 20 июл 2021

Хороший вопрос, спасибо! А вот отвечать на него непросто, потому что линий ответа может быть много. Но если совсем коротко — да, и это не так плохо, как может показаться.

Разумеется, все люди, в том числе и историки, в той или иной мере зависят от контекста, в котором живут. И эта зависимость отражается в их работах. Причем зависит историк не только от, скажем так, национального или политического, но и глобального дискурса.

Например, после Великой французской революции появились большие нарративы, типа феодализма, капитализма, социализма, либерализма, которые стали существенно влиять на то, как работали историки и о чем они писали. А до этого события история обычно использовалась для получения примеров правильного (морального) поведения, служила основанием для философских рассуждений или поисков корней того или иного народа.

Появление метанарративов решительно изменило историческую науку, одно за другим пошли «открытия» — законов, зависимостей, принципов.

Также в работах 19 века мы можем обнаружить принципы, характерные для «классического» мышления: иерархичности (всего), линейности цепочки фактов, повествовательности, веры в прогресс и т.д. Один из методов исторического познания — дробление явления на пункты, подпункты, подпункты подпунктов и т.д.

В 20 веке история стала «служанкой» национальных интересов, просто потому что это было время формирования национальных (или социалистических) государств. Каждое государство хотело иметь собственную историю, платило деньги за такие работы и ругало, когда кто-то выбивался из общего строя. Хотя в 20 веке есть интересные явления. Например, Школа «Анналов», которая развивала проблемный принцип исследования и новые подходы работы с источниками.

В 21 веке историки стараются не использовать метанарративы (капитализм, Возрождение, Средние века, etc), предпочитая изучать отдельные сюжеты и осознавая, что любое значительное явление формируется под влиянием множества, часто не связанных между собой микрособытий, изучить которые иногда просто нереально. История теперь не река, у которой есть главное течение, притоки и заводи, а, скорее, сложная ризомная система, растущая в непонятном направлении. Как будет меняться это представление дальше — посмотрим.

Это о том, как на историка влияет глобальный контекст. Теперь о том, как на него влияет государство и общество.

Каждый историк встроен в определенный социальные группы и институты. Например, он может работать в Академии наук или разрабатывать учебник для вузов. В этом смысле он будет сильно ограничен требованиями системы, которая просто не примет его книгу, если она будет сильно отличаться от ожиданий.

Историк может быть примордиалистом и верить, что у государств есть какие-то неизменяемые сущности. Или разделять марксистские взгляды и заниматься изучением движущих сил истории. Он может получать гранты от независимых организаций или работать на государство. Важно и то, в какой конкретно институции работает историк, потому что каждую свою работу он проводит через сито критики коллег по цеху. Нельзя защитить диссертацию, если ее не одобрит кафедра, факультет, сотрудники соответствующего отделения института и т.д. Нужно понимать, что историки и философы сильно ограничены в своих возможностях социальным, политическим и административным контекстом.

Более того, именно в этих границах и формируется профессиональный историк. Сначала магистратура, потом аспирантура, потом работа на кафедре, в музее, институте. Трудно понять, в каком моменте историк может оторваться от контролирующего его контекста.

Но проявляется эта зависимость по-разному и по-разному «искажает» (использую любимое словечко социальных сетей) историю. Есть люди со степенями, которые пишут очевидно идейные работы, а есть, которые в большей степени сохраняют объективность.

И здесь мы переходим к третьему уровню понимания того, как пишется история — личностному. Грубо говоря, историки — тоже люди со всеми присущими им недостатками. В каком-то смысле написать максимально объективное исследование может человек, который а) фактически отказался от собственных взглядов, стал чистой функцией, б) сумел преодолеть все собственные проблемы, в том числе когнитивные. А это непросто.

Предполагаю, что если кто-то из историков достигнет состояния Будды и напишет абсолютно объективную историю, то его сначала побьют камнями, затем сожгут его книги, а потом счастливо забудут о существовании такого труда.

История сохраняет достаточно «твердых» фактов из проверенных источников, которые дают нам объективные представления о прошлом. Связывание этих фактов в нарративы нужно не для создания вечной идеальной истории, а понимания своего времени, себя, логики происходящих процессов. Это очень важный элемент самоидентификации, которая в принципе не может быть объктивирована.

Что касается «чистой» истории. Представьте, что каждой стране ежегодно происходят тысячи событий, инициированных разными людьми и спровоцированных разными факторами. О чем-то мы знаем, о чем-то нет. Связать их в единый «правильный» нарратив невозможно, и дело тут не политике, а масштабе. Чем уже фокус, тем проще составлять нарратив. Объективно описать историю страны — это значит записывать вообще все факты и события. Представляете себе объем такой работы? Именно поэтому история — это всегда фокус, принцип отбора.

5 экспертов согласны
> История теперь не река, у которой есть главное течение, притоки и заводи, а, скорее, сложная ризомная система... Читать дальше
историк, религиовед, автор канала "Это пройдет" https://t.me/ietoproydet  · 15 июл 2021  · independent.academia.edu/EvgueniiKuzmishin
Довольно распространено в наше время мнение, что истории как науки не существует, и это всего лишь "байки, выдуманные писателями в угоду любому правителю". Это всё полный бред.   Коротко говоря, историки - не идиоты и не жулики. Они отлично понимают, что человеческий, временной факторы, факторы страны, режима, событий в стране и т.д. не могут не влиять на отражение... Читать далее
"Это пройдет" - исторический каналПерейти на t.me/ietoproydet
4 эксперта согласны
Ага, конечно: > Краткая история СССР > Как только умер Ленин, оказалось, что второй человек в партии, товарищ... Читать дальше
Лучший
Человек как существо социальное не может не быть представителем какой-либо социальной общности или группы. Социальность человека – феномен того же порядка, что и стадность или стайность «социальных» животных, и является столь же биологически детерминированной особенностью вида Homo sapiens (Человек разумный), как и её аналог у овец или волков, например, Кроме того, наш... Читать далее

Спасибо за ваш ответ!

Я - простой инженер, выпускник МАИ. Интересуюсь историей, экономикой, экологией...  · 14 сент 2021
С одной стороны, не все люди (в т.ч. историки) одинаковы: кто-то занимается проституцией - а кто-то и нет, уровень компетентности тоже разный. С другой стороны - нет человека, свободного от места и времени своей жизни, от образования и воспитания, от прежнего опыта: это - одна из причин, почему руководителя государства (хоть и самого распрекрасного) необходимо вовремя... Читать далее
Московский риэлтор  · 15 авг 2021  · homestaging.ru

Конечно, это так. Те же мемуары Жукова менялись несколько раз, в них появлялись правки, изменения в соответствии текущей политической обстановкой. Ведь надо было подчеркнуть роль актуального ген.сека в прошедшей войне, аккуратно подчистив заслуги предыдущего. Какие-то изменения вносились уже после смерти самого Жукова.

Финансовый консультант   · 21 авг 2021

Нет -не каждый историк-есть настоящие честные специалисты-а есть и такие подстраивающие под эталонное нынешнее время-это видно в писанине некоторых историков о ВОВ в этом веке-история человечества и событий это изношенные штаны с бесчисленными заплатками-а вот чтобы расшить эту заплатку и посмотреть как она делалась не каждый сможет.

Порядочный человек  · 16 июл 2021
/где история была представлена в "чистом", подкрепленном лишь фактами, виде, без угоды властям и государям прошлых лет?/ Слышал, что есть такие учебники истории. А теперь давайте представим себе, как это может быть. 2050 год школьник из ЕС читает. 1938г - аншлюс Австрии, аннексия Чехословакии 1939 -1945г - 2я Мировая Война. Оккупация Франции, Польши, Венгрии,…... Читать далее
1 эксперт согласен

Николай, спасибо за искренность! Согласна с вами.

Я - переводчик, юрист и поэт. Интересуюсь политикой, поэзией и религией.   · 14 авг 2021
К сожалению, историки очень сильно зависят от государства. Особенно это касается историков, сидящих на зарплате в гос учреждениях. Объективно они могут писать только про вещи далекие и отвлеченные от текущей политической повестки. Но и там они не могут быть вполне объективны, поскольку имеют определенные политические взгляды и оценивают исторические события через эту... Читать далее
Библиотекарь. Пишу в дзене - https://zen.yandex.ru/id/609a3bee064ac9639cefe9c9  · 19 июл 2021

По мимо фактов есть и интерпретация, Да и документы от разных источников отличаются. Взять хотя бы количество татар, пришедших на Русь. Или погибших в Войну. И чем древнее событие, тем более размытые цифры. А вообще не нужно считать историков политическими подстилками. Есть методы отделения правды от лжи.

Простой банковский служащий.   · 1 окт 2021
Да, так и есть. Каждый историк описывает события со своей субъективной точки зрения, которая сформировалась под воздействием социальных, политических, экономических, этнических, культурных и других факторов того места и времени, где и когда он жил. Сделать с этим ничего нельзя, единственный выход - воспринимать конкретные исторические работы в контексте места и времени... Читать далее